Народна карта
Правила картирования

3.1. Правила рисования участков дорог и дорог

Внимание! 

Рисовать дороги требуется тщательно. Дорожная сеть на карте используется при построении маршрутов, и ошибка в отрисовке приводит к ошибкам маршрутизации.

Приёмы рисования и редактирования участков дороги аналогичны приёмам рисования и редактирования всех линейных объектов Народной карты.

Их описания см. в разделах Простой линейный объект: приёмы рисования, Простой линейный объект: приёмы редактирования.

При рисовании участка дороги следует иметь в виду, что некоторые правила отрисовки связаны с особенностями не конкретного участка дороги, а с особенностями той дороги, которой он принадлежит. Например, некоторые дороги отрисовываются одной линией, некоторые — двумя линиями (подробнее об этом см. п. 3.1.2. Правила рисования дорог в одно / два ребра (одной или двумя линиями)).

Поэтому правила рисования участка дороги включают:

  1. Правила рисования дорог и дорожной сети в целом:

  2. Правила рисования собственно участков дорог:

При рисовании участков дорог точки пересечения участков дороги (начальный или конечный элемент каждого участка) образуют самостоятельные объекты типа «Пересечение». Пересечения создаются автоматически в процессе отрисовки участков дорог и могут использоваться при редактировании геометрии дорожной сети (подробнее см. в разделе Пересечения: редактирование) и при задании условий дорожного движения, светофоров и камер видеофиксации.

3.1.1. Правила рисования дорожной сети в целом

3.1.1.1

Дорожная сеть должна быть связной: все фрагменты дорожной сети, связанные на местности, должны образовывать связную сеть на карте. Например:

ПравильноНеправильно

Если до какого-либо «изолированного» участка дорожной сети можно добраться только через железнодорожную или водную переправу (а только по автомобильным дорогам — нельзя), то в дорожную сеть включаются и участки этих переправ, атрибутированные соответствующим образом (см. раздел 3.2.6. Тип сооружения).

Связную сеть должны образовывать также и строящиеся дороги (см. п. 3.2.11).

3.1.1.2

При отрисовке дорожной сети надо следить, чтобы рисунок не содержал наложений (одного участка на другой), самоналожений (наложений участка самого на себя) и дублирования участков:

ПравильноНеправильно

При отрисовке объекта на карте программа контролирует правильность отрисовки и сообщает об ошибке:

Но не все ошибки могут быть распознаны автоматически.

3.1.1.3

При отрисовке стыков дорог и перекрёстков, узлы на концах участков дорог, образующих перекрёсток, должны совпасть между собой и образовать пересечение участков. Не должно образовываться «висячих узлов» (исключая ситуации, когда проезд перекрыт на местности):

ПравильноНеправильно

3.1.1.4

При отрисовке участков дорог, проходящих по мостам, следует контролировать смещение изображения моста на космическом снимке (подробнее см. раздел Мосты и п. 8.1.2.4).

3.1.1.5

Детальность отрисовки дорожной сети не должна быть избыточна. Не следует рисовать подъезды к каждому дому в частной застройке:

ПравильноНеправильно

3.1.1.6

Дороги, проходящие в подземных и многоуровневых паркингах, и дороги, ведущие на крыши зданий (например, парковки ТЦ), не рисуются. См. раздел 8.2.1. Правила рисования парковок.

Дороги, проходящие в промышленных павильонах, не рисуются (см. п. 8.2.1.1.1):

ПравильноНеправильно

3.1.1.6.1

Исключение из этого правила — в зданиях торговых центров, бизнес-центров, не имеющих наземной парковки, допускается отрисовка минимального количества дорог в подземных парковках, соединяющих въезды и выезды из здания:

3.1.1.7

Автомобильные дороги, проходящие через несколько стран (в основном это дороги типа Трасса с номером, такие как М-1 Беларусь, М-2 Крым и т. п.), при пересечении государственных границ разрезаются на фрагменты, проходящие по территориям разных стран.

Это позволяет выполнить привязку дороги к единице административно-территориального деления (стране), в пределах которой расположена дорога, независимо для фрагментов, проходящих по территориям разных стран.

3.1.1.8

В пределах территорий регулярной застройки объекты растительности можно пересекать автомобильными дорогами, если эти дороги имеют класс 10 (Пешеходные и велодорожки), 9 (Полевые и лесные дороги) или 7 (Дороги минимальной значимости) и доступность только для пешеходов или для пешеходов и велосипедистов.

За пределами кварталов регулярной застройки объекты растительности можно пересекать железными и однорёберными автомобильными дорогами.

Как в пределах, так и за пределами кварталов регулярной застройки объекты растительности типов «Парк, сквер», «Заповедник» и «Кладбище» могут пересекаться автомобильными дорогами любых типов, если эти дороги представляют собой заезды на территорию или сквозные проезды через территории объектов перечисленных типов растительности.

См. также п. 9.1.5.

3.1.1.9

При отрисовке дорог (улиц), пересекающих границы населённых пунктов, в точке пересечения границы улицу необходимо разрывать (создавать соединение двух участков дороги).

Примечание. 

Это позволит обеспечить выполнение правила, согласно которому улица, привязанная к населённому пункту, должна целиком располагаться в пределах границ этого населённого пункта. См. п. 3.3.1.4.

3.1.2. Правила рисования дорог в одно / два ребра (одной или двумя линиями)

Дороги на Народной карте рисуются двумя способами:

  • в «одно ребро» — одной линией, для дорог как с односторонним, так и с двухсторонним движением (например, улица Маршала Малиновского на рисунке ниже);

  • в «два ребра» — двумя линиями, по одной для проезжих частей разных направлений (например, улица Народного Ополчения на рисунке):

3.1.2.1. Двухрёберная отрисовка

Двумя рёбрами участки дорог отрисовываются в следующих случаях:

3.1.2.1.1

Дорога имеет класс 1 (Автострада):

3.1.2.1.2

Дорога имеет три и более полос движения в одну сторону (например, дорога с комбинацией числа полос 3+2):

3.1.2.1.3

Дорога имеет физический разделитель проезжих частей:

  • а) Отбойник:
  • б) Газон:
  • в) Трамвайные пути, приподнятые над дорогой:

3.1.2.1.4

По дороге, имеющей две и более полосы движения в каждую сторону, проходят трамвайные пути, по которым возможно автомобильное движение (не приподнятые над дорогой):

3.1.2.1.5

При прохождении дороги, отрисованной в два ребра, через населённый пункт — тип отрисовки (в два ребра) не меняется:

3.1.2.2. Однорёберная отрисовка

Все дороги, не имеющие признаков двухрёберных дорог (см. 3.1.2.1), должны быть отрисованы в одно ребро.

3.1.2.2.1

Дороги с выделенной полосой встречного движения для общественного транспорта (отделённой от других полос сплошной разделительной линией) рисуются в одно ребро:

3.1.2.3

Если дорога имеет разноуровневые развязки, то эти развязки рисуются аналогично самой дороге — в одно ребро для однорёберных и в два ребра для двухрёберных дорог:

3.1.2.4

Изменять способ отрисовки дороги (в одно либо в два ребра) на коротких участках недопустимо.

Изменение отрисовки дороги с двухрёберной в однорёберную в зоне городской застройки производится только на перекрёстках.

Например, наличие разрыва в двойной сплошной разделительной линии не должно приводить к смене способа отрисовки.

За пределами городской застройки отбойник, протянувшийся на несколько километров дороги, отрисованной в одно ребро, не меняет геометрию дороги: она остаётся однорёберной.

Сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно производиться плавно (в противном случае сведение может быть ошибочно расценено навигатором как поворот):

Правильно

(изменение отрисовки — плавное)

Неправильно

(изменение отрисовки — не плавное)

3.1.2.5

Линии участков дорог рисуются посередине проезжей части (при отрисовке в одно ребро) или посередине проезжей части соответствующего направления (при отрисовке в два ребра):

3.1.2.6

Участки дорог, отрисованных в два ребра, должны быть параллельны, если они параллельны в действительности (зелёная стрелка на рисунке). Исключение из этого правила составляют места сужения или расширения дороги (синяя стрелка на  рисунке):

3.1.3. Правила рисования прямолинейных и криволинейных участков дорог и поворотов

Правила рисования прямолинейных и криволинейных участков дорог (эти правила следуют из общего правила рисования линейных объектов):

3.1.3.1. Рисование прямолинейных участков дорог

На прямолинейных участках дорог не должно быть промежуточных вершин:

ПравильноНеправильно

3.1.3.2. Рисование криволинейных участков дорог

На криволинейных участках дорог количество задаваемых вершин должно быть таким, чтобы при просмотре карты в масштабе 18 не было заметно углов на плавных поворотах. Не следует рисовать узлов больше, чем нужно для выполнения этого требования:

ПравильноНеправильно

3.1.3.3. Рисование поворотов

Повороты дорог рисуются так, чтобы при просмотре карты в масштабе 18 они выглядели плавными, без углов. Не следует рисовать узлов больше, чем нужно для выполнения этого требования (как правило, достаточно трёх точек):

ПравильноНеправильно

Чтобы нарисовать плавный поворот дороги, можно воспользоваться командой или инструментом скругления углов.

Внимание! 

Если поворот дороги является частью Т-образного перекрёстка, следует руководствоваться правилом рисования таких перекрёстков (см. пункт 3.1.5.3.8).

См. также раздел Связанные правки.

3.1.4. Правила рисования разворотов при двухрёберной отрисовке

Если на дороге, отрисованной в два ребра, имеется разворот:

3.1.4.1

Двухсторонний разворот рисуют отрезком, перпендикулярным к рёбрам дороги.

Если полосы разворотов отделены друг от друга физически (барьером, отбойником, газоном) или островком безопасности, заданным разметкой, то разворот рисуют двумя дугами:

3.1.4.2

Односторонний разворот рисуют дугой, указывая направление движения:

3.1.5. Правила рисования перекрёстков

Перекрёстки, независимо от того, пересекаются на них однорёберные или двухрёберные дороги, рисуются на основании реальной возможности проезда по ним (с учётом имеющейся разметки, дорожных знаков, разрешённых поворотов и т. п.).

Правила рисования перекрёстков следующие:

3.1.5.1

Если дорога пересекается с двумя разными дорогами, но проезжие части этих дорог плавно переходят друг в друга (т. е. проезд с одной из них на другую производится без манёвров), то для таких дорог задается одна общая точка пересечения с первой (верхняя пара рисунков).

Если это условие не выполнено, задаются две точки пересечения (нижняя пара рисунков):

3.1.5.2

Повороты (съезды) на перекрёстках размечать отдельными рёбрами требуется только тогда, когда полосы для таких поворотов отделены от основной части дороги физически (барьером, отбойником, газоном) или островком безопасности, заданным разметкой; расширение дороги перед перекрёстком на одну-две полосы съездами не рисуется:

ПравильноНеправильно

Пример правильной отрисовки съездов при наличии физического разделителя:

3.1.5.2.1

Пересечения съездов с основной дорогой рисуются в том месте, где начинается сплошная разметка основной дороги (а не там, где заканчивается выделенная под съезд полоса).

3.1.5.3

При отрисовке перекрёстков с комбинацией однорёберных и двухрёберных дорог с разделителями:

3.1.5.3.1

Если к перекрёстку подходит одна двухрёберная дорога (и три однорёберные), то она может сводиться в однорёберную как до, так и после перекрёстка (в зависимости от реальной ситуации):

Внимание! 

Сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно рисоваться плавно (см. п. 3.1.2.4).

Если к перекрёстку подходит две двухрёберные дороги и одна однорёберная с односторонним движением, то переход между двухрёберной и однорёберной дорогами рисуется не сведением, а способом, показанным на рисунке (зелёные стрелки указывают разрешённые направления движения):

3.1.5.3.2

Если к перекрёстку подходят две двухрёберных дороги (и две однорёберные), то они сводятся в однорёберные после перекрёстка:

3.1.5.3.3

Если двухрёберная дорога образует Т-образный перекрёсток с однорёберной дорогой, то эта дорога не сводится в однорёберную:

3.1.5.3.4

Если на перекрёстке комбинируются двухрёберные дороги с разделителями, то перемычки рисуются так, чтобы рисунок соответствовал реальным возможностям проезда по перекрёстку:

3.1.5.3.5

Если на перекрёстке две разные дороги переходят одна в другую, то участки этих дорог в пределах перекрёстка (перемычки) не включаются в состав дороги, и поле «Входит в состав» оставляется незаполненным:

3.1.5.3.6

Если на перекрёстке дорога имеет Т-образное пересечение с другой (двухрёберной) дорогой, то продолжение первой дороги между двумя рёбрами второй включается в состав первой дороги (и получает то же название, что и первая дорога):

3.1.5.3.7

Если по обе стороны перекрёстка продолжается одна и та же дорога, то участки дороги в пределах перекрёстка (перемычки) включаются в её состав (и именуются так же, как и вся дорога):

3.1.5.3.8

На Т-образных перекрёстках дороги должны пересекаться под прямым углом, рисоваться без скруглений. Слева правильно нарисованные пересечения показаны зелёными стрелками, неправильно — красной. Справа неправильный рисунок исправлен:

Правильно и неправильноПравильно

Это правило относится к дорогам всех классов, включая пешеходные дороги. Аналогично рисуются перекрёстки, когда дорога высшего класса поворачивает и к ней примыкает менее значимая дорога:

ПравильноНеправильно

Плавным поворот рисуется только в случае наличия физического разделителя или соответствующей разметки:

3.1.5.3.9

Участки дорог, входящие в круговое движение, не должны иметь общей точки пересечения:

ПравильноНеправильно

3.1.6. Правила рисования тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

3.1.6.1

Пешеходные дороги (дороги класса Пешеходные дорожки) это:

  • дороги, ширина которых не позволяет двигаться на автомобиле,

  • пешеходные дорожки,

  • тротуары,

  • парковые и кладбищенские дороги,

  • пешеходные переходы через железнодорожные пути и автомобильные дороги,

  • пешеходные лестницы, мосты и тоннели.

Примечание. 

При рисовании пешеходных дорог и тротуаров можно воспользоваться раскраской дорог Доступность пешеходам, в которой разными цветами выделены дороги, доступные и недоступные пешеходам.

Не следует картировать пешеходные дороги без твердого покрытия в избыточном количестве, если они находятся на ограниченной территории (например, в пределах одного двора), даже если их можно различить на спутниковом снимке. Если таких дорог (тропинок) несколько, и они находятся рядом друг с другом, следует выделить среди них ключевые, и рисовать только их. При выделении ключевых дорог следует руководствоваться тем, что пешеходные дороги должны обеспечивать доступ к пунктам культурно-бытового обслуживания и отдыха, к остановкам общественного транспорта и т. д.

Примечание. 

Значимые пешеходные улицы (например, улица Арбат в Москве) относят к классу «7 Улицы в населённых пунктах» и устанавливают для них доступность только для пешеходов.

3.1.6.1.1

Не следует рисовать объекты, похожие на тротуары или пешеходные дорожки, но таковыми не являющиеся и не предназначенные для пешеходов (например, технические проходы):

3.1.6.1.2

Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки рисуются посередине своей фактической ширины.

3.1.6.2

Линии пешеходных переходов, тротуаров и пешеходных зон должны образовывать связную сеть со всей дорожной сетью в целом.

Сети парковых и кладбищенских аллей и пешеходных дорог должны соединяться с линиями тротуаров или автомобильных дорог (помеченных атрибутом доступности для пешеходов участков дороги) в тех местах, где они реально соединяются.

Например, на рисунке зелёной сплошной линией показан тротуар, пунктирной — сеть пешеходных дорог на кладбище, коричневой — участок автомобильной дороги; точка пересечения выделена красной стрелкой. Для простоты на рисунке изображен фрагмент дорожного графа:

3.1.6.2.1

Фрагменты дорожной сети, доступные для пешеходов, могут быть связаны с другими такими же фрагментами только дорогами, недоступными для пешеходов. Например, автострадами. В подобных ситуациях не следует пытаться искусственно связывать между собой доступные для пешеходов фрагменты дорожной сети, указывая доступность для пешеходов там, где она отсутствует.

Например, пешеходные дороги Кронштадта образуют фрагмент дорожной сети, изолированный для пешеходов от других районов города, поскольку соединяются с ними только автострадой А-118 (КАД), недоступной для пешеходов:

3.1.6.3. Тротуары

3.1.6.3.1

Тротуары рисуются как отдельные дороги, если тротуар отделён от проезжей части физическим разделителем (газоном, ограждением в виде забора или цепей и т. п.):

Тротуары, идущие вплотную к проезжей части (отделенные от неё только бордюром) рисуются как отдельные дороги вдоль дорог классов 1-7:

3.1.6.3.2

Обочина автомобильной трассы не является тротуаром и не рисуется отдельной дорогой.

Если обочина участка дороги доступна для движения пешеходов, то тротуар вдоль этого участка не рисуется, а участок дороги помечается атрибутом доступности для пешеходов.

3.1.6.3.3

Для обеспечения связности дорожной сети в местах, где тротуар физически заканчивается, но продолжается автомобильной дорогой, по обочине которой возможно движение пешеходов, требуется техническое соединение линии тротуара и автомобильной дороги отрезком пешеходной дороги, плавно сходящимся с линией дороги (на рисунке зелёный пунктир):

3.1.6.3.3.1

Технические соединения пешеходных дорог и тротуаров с автострадами (дорогами класса 1) не рисуются. Например, линия тротуара на остановке на МКАД заканчивается на схеме там, где тротуар заканчивается физически:

3.1.6.3.4

При отсутствии надземных и подземных пешеходных переходов и в тех случаях когда на перекрёстках нет ни знаков, ни разметки («зебры»), пешеходная дорога проводится через перекрёсток как продолжение линии тротуара, если пересекаемая дорога:

  • имеет 3 или менее полос движения,

  • не имеет сплошной разделительной линии:

3.1.6.3.5

В местах, где пешеходная дорога подходит к автомобильной, пересечение дорог может быть нарисовано:

  • по пешеходному переходу (при наличии такового),

  • без пешеходного перехода, если пересекаемая автомобильная дорога не имеет сплошной осевой линии:

Если пересекаемая автомобильная дорога имеет сплошную осевую линию, то пешеходная дорога или рисуется как отдельная дорога до ближайшего пешеходного перехода, или (при отсутствии обочины) заканчивается тупиком:

3.1.6.4. Пешеходные переходы

3.1.6.4.1

Линии пешеходных переходов проводятся посередине переходов.

3.1.6.4.2

Если пешеходный переход заканчивается на площади, доступной для пешеходов, то точки окончания переходов и точки выхода на площадь пешеходных дорог связываются участками условных пешеходных дорожек. Такие дорожки рисуются, по возможности, под прямыми углами друг к другу и в минимально возможном количестве.

На рисунке пешеходные дороги показаны жёлтыми линиями, подземный переход — жёлтым пунктиром, условные соединительные дорожки — зелёными линиями:

3.1.6.4.3

Линии надземных и подземных пешеходных переходов доводятся до точек начала подъёма/спуска (многосекционные подъёмы/спуски рисуются упрощённо, не более чем двумя секциями):

3.1.6.4.4

Двойные пешеходные переходы (две расположенные рядом «зебры», по каждой из которых можно идти в одну сторону) рисуются в одно ребро с направлением движения в обе стороны.

3.1.6.4.5

Пешеходные переходы через железнодорожные пути рисуются только в том случае, если они представляют собой:

  • надземные переходы,
  • подземные переходы,
  • организованные наземные переходы (с ограждениями, настилами).

3.1.6.5. Велосипедные дороги

Велосипедные дороги рисуются как отдельные дороги только в том случае, если они физически выделены на местности как велосипедные дороги и подтверждены наличием дорожных знаков или дорожной разметки:

В остальных случаях следует ограничиться установлением атрибута Доступен для велосипедистов для участков автомобильных (или пешеходных) дорог.

3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах

Чтобы предотвратить автоматическое построение маршрутов, проходящих по участкам дорог, отделённым от дорожной сети препятствиями (контрольно-пропускными пунктами, шлагбаумами, воротами, дорожными знаками «Въезд запрещён» и «Движение запрещено» и т. п.), в том числе проходящим по ограждённым территориям, такие участки рисуются следующим образом:

3.1.7.1

Часть дороги, отделённая от дорожной сети контрольно-пропускными пунктами (кроме пограничных КПП — они не отмечаются условием движения «Въезд по пропускам») или шлагбаумами, рисуется отдельным участком дороги. Там, где расположен шлагбаум или КПП, создаётся пересечение участков дорог; если участок дороги нарисован ранее, он разрезается на два:

Это пересечение дополняется условием движения типа «Въезд, вход по пропускам»:

Выезд остается беспрепятственным, т. е. связывать с с пересечением запрещающий манёвр на выезд не нужно.

3.1.7.2
Наличие дорожных знаков «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» задаётся условием движения «Въезд, вход по пропускам» (см. п. 3.1.7.1): они разрешают движение до дома и места работы, т. е. не запрещают, но ограничивают проезд.
3.1.7.3
При рисовании дорожной сети территорий, отделённых от дорожной сети контрольно-пропускными пунктами или шлагбаумами, доступность участков дорог задаётся в соответствии с реальной ситуацией. Если проезд в пределы такой территории технически возможен и при этом нет дополнительных ограничений (знаками дорожного движения) по видам транспортных средств, а на въезде/выезде уже поставлено условие проезда по пропускам, то убирать из атрибутов доступность ТС не следует.
3.1.7.4

Если на дороге установлен дорожный знак «Въезд запрещён», то в месте установки знака дорожная сеть разрезается, и с пересечением участков дороги в месте установки знака связывается условие движения типа «Запрещённый манёвр», запрещающий проезд в сторону, заданную знаком.

Если на дороге установлено препятствие для проезда (например, если сквозной проезд по внутриквартальному проезду перекрыт бетонным блоком), то в месте установки препятствия дорожная сеть разрезается, и с пересечением участков дороги в месте препятствия связываются два условия движения типа «Запрещённый манёвр», запрещающих повороты по обе стороны препятствия:

При такой отрисовке дорожная сеть в месте установки препятствия не разрывается (сохраняя связность), но маршрут, пересекающий препятствие, не может быть построен.

3.1.7.4.1

Если проезд запрещён нормами ПДД (разметкой или дорожными знаками), но существуют специальные документы (пропуска), которые позволяют части транспортных средств игнорировать запрет (например, запрет на въезд грузового транспорта внутрь ТТК в Москве), и пропуска, которые разрешают конкретному автомобилю такой въезд, то условие движения проставляется на общих основаниях: Запрещённый манёвр, а не Въезд, вход по пропускам (см. п. 3.1.7.4).