3.3.1. Правила рисования участков дорог и дорог

Внимание.

Рисовать дороги требуется тщательно. Дорожная сеть на карте используется при построении маршрутов, поэтому неточность в отрисовке приводит к ошибкам маршрутизации.

Приёмы рисования и редактирования участков дороги аналогичны приёмам рисования и редактирования всех линейных объектов Народной карты.

Их описания см. в разделах 2.6.1.1. Простой линейный объект: приёмы рисования, 2.6.1.2. Простой линейный объект: приёмы редактирования.

При рисовании круговых участковых дорог можно воспользоваться инструментом рисования круговых участковых дорог.

При рисовании участка дороги следует иметь в виду, что некоторые правила отрисовки связаны с особенностями не конкретного участка дороги, а той дороги, которой он принадлежит. Например, некоторые дороги рисуются одной линией, некоторые — двумя (подробнее об этом см. п. 3.3.1.2. Правила рисования дорог в одно/два ребра (одной или двумя линиями)).

Поэтому правила рисования участка дороги включают:

При рисовании участков дорог точки пересечения участков дороги (начальная или конечная точка каждого участка) образуют самостоятельные объекты типа «Пересечение». Пересечения создаются автоматически в процессе отрисовки участков дорог и могут использоваться при редактировании геометрии дорожной сети (подробнее см. в разделе 2.9. Пересечения) и при задании условий дорожного движения, светофоров и камер видеофиксации.

3.3.1.1. Правила рисования дорожной сети в целом

3.3.1.1.1

Дорожная сеть должна быть связной — все фрагменты дорожной сети, связанные на местности, должны образовывать связную сеть на карте. Например:

ПравильноНеправильно




Если до какого-либо «изолированного» участка дорожной сети можно добраться только через железнодорожную или паромную переправу (а только по автомобильным дорогам — нельзя), то в дорожную сеть включаются и участки этих переправ, атрибутированные соответствующим образом (см. раздел 3.3.2.6. Тип сооружения).

Строящиеся дороги могут быть связаны с дорожной сетью дорогами более низкого класса (см. п. 3.2.11).

3.3.1.1.2

При отрисовке дорожной сети надо следить, чтобы рисунок не содержал наложений (одного участка на другой), самоналожений (наложений участка самого на себя) и дублирования участков:

ПравильноНеправильно




При отрисовке объекта на карте программа контролирует правильность отрисовки и сообщает об ошибке:



Но не все ошибки могут быть распознаны автоматически.

3.3.1.1.3

При отрисовке стыков дорог и перекрёстков, узлы на концах участков дорог, образующих перекрёсток, должны совпасть между собой и образовать пересечение участков. Не должно образовываться «висячих узлов» (исключая ситуации, когда проезд перекрыт на местности):

ПравильноНеправильно




3.3.1.1.4

При отрисовке участков дорог, проходящих по мостам, следует контролировать смещение изображения моста на космическом снимке (подробнее см. раздел 2.3.1.4. Мосты).

3.3.1.1.5

Детальность отрисовки дорожной сети не должна быть избыточна. Не следует рисовать подъезды к каждому дому в частной застройке:

ПравильноНеправильно
3.3.1.1.6

Дороги, проходящие в подземных и многоуровневых паркингах, и дороги, ведущие на крыши зданий (например, парковки ТЦ), не рисуются. См. раздел 3.8.2.1. Правила рисования парковок.

Дороги, проходящие в промышленных павильонах, не рисуются (см. п. 3.8.2.1.1.1):

ПравильноНеправильно
3.3.1.1.6.1

Исключение из этого правила — в зданиях торговых центров и бизнес-центров допускается отрисовка минимального количества дорог в подземных парковках, соединяющих въезды и выезды из здания:

3.3.1.1.7

Автомобильные дороги, проходящие через несколько стран (в основном это дороги типа Трасса с номером, такие как М-1 Беларусь, М-2 Крым и т. п.), при пересечении государственных границ разрезаются на фрагменты, проходящие по территориям разных стран.

Это позволяет выполнить привязку дороги к единице административно-территориального деления (стране), в пределах которой расположена дорога, независимо для фрагментов, проходящих по территориям разных стран.

3.3.1.1.8

В пределах территорий регулярной застройки объекты растительности можно пересекать автомобильными дорогами, если эти дороги имеют класс 10 (Пешеходные и велодорожки), 9 (Полевые и лесные дороги) или 7 (Дороги минимальной значимости) и доступность только для пешеходов или для пешеходов и велосипедистов.

За пределами кварталов регулярной застройки объекты растительности можно пересекать железными и однорёберными автомобильными дорогами.

Как в пределах, так и за пределами кварталов регулярной застройки объекты растительности типов «Парк, сквер», «Заповедник» и «Кладбище» могут пересекаться автомобильными дорогами любых типов, если эти дороги представляют собой заезды на территорию или сквозные проезды через территории объектов растительности перечисленных типов.

См. также п. 3.9.1.5.

3.3.1.1.9

При отрисовке дорог (улиц), пересекающих границы населённых пунктов, в точке пересечения границы дорогу (улицу) необходимо разрывать (создавать соединение двух участков дороги).

Примечание.

Улица, привязанная к населённому пункту, должна целиком располагаться в пределах границ этого населённого пункта. См. п. 3.3.1.4.

3.3.1.1.10

При рисовании расширения платной дороги и увеличения количества полос у пунктов оплаты проезда ─ геометрия основной дороги не меняется.

Для дополнительных полос каждого направления посередине занятой ими территории рисуются дополнительные рёбра того же класса, что и основная дорога:

3.3.1.1.11

Разворотный круг общественного транспорта на дороге класса 8 рисуется «кольцом»:

ПравильноНеправильно

3.3.1.2. Правила рисования дорог в одно/два ребра (одной или двумя линиями)

Дороги на Народной карте рисуются двумя способами:

  • «в одно ребро» — одной линией, для дорог как с односторонним, так и с двухсторонним движением:

  • «в два ребра» — двумя линиями, по одной для проезжих частей разных направлений:

3.3.1.2.1. Двухрёберная отрисовка

Двумя рёбрами участки дорог рисуются в следующих случаях:

3.3.1.2.1.1

Дорога имеет класс 1 (Автострада):

3.3.1.2.1.2

Дорога имеет три и более полос движения в одну сторону, либо полосы встречного движения отделены разделительной полосой (например, дорога с комбинацией числа полос 3+2):

3.3.1.2.1.3

Дорога имеет физический разделитель проезжих частей:

  • а) Отбойник:




  • б) Газон:
  • в) Трамвайные пути, приподнятые над дорогой:
3.3.1.2.1.4

По дороге, имеющей две и более полосы движения в каждую сторону, проходят трамвайные пути, по которым возможно автомобильное движение (не приподнятые над дорогой):

3.3.1.2.1.5

При прохождении дороги, отрисованной в два ребра, через населённый пункт — тип отрисовки (в два ребра) не меняется:

3.3.1.2.2. Однорёберная отрисовка

Все дороги, не имеющие признаков двухрёберных дорог (см. 3.3.1.2.1), должны быть отрисованы в одно ребро.

3.3.1.2.2.1

Дороги с выделенной полосой встречного движения для общественного транспорта (отделённой от других полос сплошной разделительной линией) рисуются в одно ребро:

3.3.1.2.3

Разноуровневые развязки рисуются аналогично самой дороге — в одно ребро для однорёберных и в два ребра для двухрёберных дорог:

3.3.1.2.4

Изменять способ отрисовки дороги (в одно либо в два ребра) на коротких участках из-за изменения количества полос движения или изменения разметки недопустимо.

При наличии на дороге физического разделителя дорога рисуется в два ребра. Исключение из этого правила ─ случаи, когда пара объектов, физически разделяющих полосы движения (образующих «островок безопасности» на пешеходном переходе), расположены один от другого на расстоянии, меньшем или приблизительно равном ширине пешеходного перехода. Например, пары светофоров или бордюров не изменяют отрисовку дороги с однорёберной на двухрёберную:

Не должны приводить к смене способа отрисовки разрывы в двойной сплошной разделительной линии, островки безопасности перед перекрёстком:

Сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно производиться плавно (в противном случае сведение может быть ошибочно расценено навигатором как поворот):

Правильно

(изменение отрисовки — плавное)

Неправильно

(изменение отрисовки — не плавное)





3.3.1.2.5

Линии участков дорог рисуются посередине проезжей части (при отрисовке в одно ребро) или посередине проезжей части соответствующего направления (при отрисовке в два ребра):





3.3.1.2.6

Участки дорог, отрисованных в два ребра, должны быть параллельны, если они параллельны в действительности (зелёная стрелка на рисунке). Исключение из этого правила составляют места сужения или расширения дороги (синяя стрелка на рисунке):



3.3.1.3. Правила рисования прямолинейных и криволинейных участков дорог и поворотов

Правила рисования прямолинейных и криволинейных участков дорог следуют из общего правила рисования линейных объектов:

3.3.1.3.1. Рисование прямолинейных участков дорог

На прямолинейных участках дорог не должно быть промежуточных вершин:

ПравильноНеправильно




3.3.1.3.2. Рисование криволинейных участков дорог

На криволинейных участках дорог количество задаваемых вершин должно быть таким, чтобы при просмотре карты в масштабе 19 не было заметно углов на плавных поворотах. Не следует рисовать узлов больше, чем нужно для выполнения этого требования:

ПравильноНеправильно






3.3.1.3.3. Рисование поворотов

Повороты дорог рисуются так, чтобы при просмотре карты в масштабе 19 они выглядели плавными, без углов. Не следует рисовать узлов больше, чем нужно для выполнения этого требования (как правило, достаточно трёх точек):

ПравильноНеправильно




Чтобы нарисовать плавный поворот дороги, можно воспользоваться командой или инструментом скругления углов.

Внимание.

Если поворот дороги является частью Т-образного перекрёстка, следует руководствоваться правилом рисования таких перекрёстков (см. пункт 3.3.1.5.3.8).

См. также раздел 2.10.2. Объект: связанные правки.

3.3.1.4. Правила рисования разворотов при двухрёберной отрисовке

Если на дороге, отрисованной в два ребра, имеется разворот:

3.3.1.4.1

Двухсторонний разворот рисуют отрезком, перпендикулярным к рёбрам дороги.

Если полосы разворотов отделены друг от друга конструктивно (барьером, отбойником, газоном) или островком безопасности, заданным разметкой, то разворот рисуют двумя дугами:





3.3.1.4.2

Односторонний разворот рисуют дугой, указывая направление движения:



3.3.1.5. Правила рисования перекрёстков

Перекрёстки, независимо от того, пересекаются на них однорёберные или двухрёберные дороги, рисуются на основании реальной возможности проезда по ним (с учётом имеющейся разметки, дорожных знаков, разрешённых поворотов и т. п.).

Правила рисования перекрёстков следующие:

3.3.1.5.1

Если дорога пересекается с двумя другими дорогами, проезжие части которых плавно переходят друг в друга (т. е. проезд с одной на другую производится без манёвров), то для таких дорог задаётся одна общая точка пересечения с первой (верхняя пара рисунков).

Если это условие не выполнено, задаются две точки пересечения (нижняя пара рисунков):









3.3.1.5.2

Повороты (съезды) на перекрёстках размечать отдельными рёбрами требуется только тогда, когда полосы для таких поворотов отделены от основной части дороги физически (барьером, отбойником, газоном), островком безопасности, заданным разметкой, либо разделительной полосой; расширение дороги перед перекрёстком на одну-две полосы съездами не рисуется:

ПравильноНеправильно




Пример правильной отрисовки съездов при наличии физического разделителя:

3.3.1.5.2.1

Пересечения съездов с основной дорогой рисуются в том месте, где начинается или заканчивается сплошная разметка выделенной исключительно под съезд дороги (а не там, где начинается или заканчивается выделенная под съезд полоса).

Например, на рисунках у правой дороги первая полоса отдана исключительно под поворот, а у левой в первой полосе возможен как поворот, так и проезд прямо:

ПравильноНеправильно
3.3.1.5.3

При отрисовке перекрёстков с комбинацией однорёберных и двухрёберных дорог с разделителями:

3.3.1.5.3.1

Если к перекрёстку подходит одна двухрёберная дорога (и три однорёберные), то она может сводиться в однорёберную как до, так и после перекрёстка (в зависимости от реальной ситуации):





Внимание.

Сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно рисоваться плавно (см. п. 3.3.1.2.4).

Если к перекрёстку подходят две двухрёберные дороги и одна однорёберная с односторонним движением, то переход между двухрёберной и однорёберной дорогами рисуется не сведением, а способом, показанным на рисунке (зелёные стрелки указывают разрешённые направления движения):



3.3.1.5.3.2

Если к перекрёстку подходят две двухрёберных дороги (и две однорёберные), то они сводятся в однорёберные после перекрёстка:





3.3.1.5.3.3

Если двухрёберная дорога образует Т-образный перекрёсток с однорёберной дорогой, то она не сводится в однорёберную:





3.3.1.5.3.4

Если на перекрёстке комбинируются двухрёберные дороги с разделителями, то перемычки рисуются так, чтобы рисунок соответствовал реальным возможностям проезда по перекрёстку:

















3.3.1.5.3.5

Если на перекрёстке две разные дороги переходят одна в другую, то участки этих дорог в пределах перекрёстка (перемычки) не включаются в состав дороги и поле «Входит в состав» оставляется незаполненным:

3.3.1.5.3.6

Если на перекрёстке дорога имеет Т-образное пересечение с другой (двухрёберной) дорогой, то продолжение первой дороги между двумя рёбрами второй включается в состав первой дороги (и именуется так же, как и первая дорога):

3.3.1.5.3.7

Если по обе стороны перекрёстка продолжается одна и та же дорога, то участки дороги в пределах перекрёстка (перемычки) включаются в её состав (и именуются так же, как и вся дорога):

3.3.1.5.3.8

На Т-образных перекрёстках дороги должны пересекаться под прямым углом, рисоваться без скруглений. Слева правильно нарисованные пересечения показаны зелёными стрелками, неправильно — красной. Справа неправильный рисунок исправлен:

Правильно и неправильноПравильно

Это правило относится к дорогам всех классов, включая пешеходные дороги. Аналогично рисуются перекрёстки, когда дорога высшего класса поворачивает и к ней примыкает менее значимая дорога:

ПравильноНеправильно

Плавным поворот рисуется только в случае наличия физического разделителя или соответствующей разметки:

3.3.1.5.3.9

Участки дорог, входящие в круговое движение, не должны иметь общей точки пересечения:

ПравильноНеправильно

3.3.1.6. Правила рисования тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

3.3.1.6.1

Пешеходные дороги (дороги класса Пешеходные дорожки) это:

  • дороги, ширина которых не позволяет двигаться на автомобиле,

  • пешеходные дорожки,

  • тротуары,

  • парковые и кладбищенские дороги,

  • пешеходные переходы через железнодорожные пути и автомобильные дороги,

  • пешеходные лестницы, мосты и тоннели.

Примечание.

При рисовании пешеходных дорог и тротуаров можно воспользоваться раскраской дорог Доступность пешеходам, в которой разными цветами выделены дороги, доступные и недоступные для пешеходов.

Не следует рисовать слишком много пешеходных дорог без твёрдого покрытия (тропинок) на ограниченной территории (например, в пределах одного двора), даже если их можно различить на спутниковом снимке. Следует выделить среди них ключевые (обеспечивающие доступ к пунктам культурно-бытового обслуживания, к остановкам общественного транспорта и т. п.) и рисовать только их.

Примечание.

Значимые пешеходные улицы (например, улица Арбат в Москве) относят к классу «7 Улицы в населённых пунктах» и устанавливают для них доступность только для пешеходов.

3.3.1.6.1.1

Не следует рисовать объекты, похожие на тротуары или пешеходные дорожки, но таковыми не являющиеся и не предназначенные для пешеходов (например, технические проходы):

3.3.1.6.1.2

Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки рисуются по условной «осевой» линии.

3.3.1.6.2

Линии пешеходных переходов, тротуаров и пешеходных зон должны образовывать связную сеть со всей дорожной сетью в целом.

Сети парковых и кладбищенских аллей и пешеходных дорог должны соединяться с линиями тротуаров или автомобильных дорог (помеченных атрибутом доступности для пешеходов участков дороги) в тех местах, где они реально соединяются.

Например, на рисунке зелёной сплошной линией показан тротуар, пунктирной — сеть пешеходных дорог на кладбище, коричневой — участок автомобильной дороги; точка пересечения выделена красной стрелкой. Для простоты на рисунке изображен фрагмент дорожного графа:

3.3.1.6.2.1

Фрагменты дорожной сети, доступные для пешеходов, могут быть изолированы друг от друга.

Например, пешеходные дороги Кронштадта образуют фрагмент дорожной сети, изолированный для пешеходов от других районов города, поскольку он соединяется с ними только автострадой А-118 (КАД), недоступной для пешеходов:

В подобных ситуациях не следует искусственно связывать между собой изолированные фрагменты доступной для пешеходов дорожной сети, указывая доступность для пешеходов там, где она отсутствует.

3.3.1.6.3. Тротуары
3.3.1.6.3.1

Тротуары рисуются как отдельные дороги, если тротуар отделён от проезжей части физическим разделителем (газоном, ограждением в виде забора или цепей и т. п.):

Тротуары, идущие вплотную к проезжей части (отделённые от неё только бордюром) рисуются как отдельные дороги вдоль дорог классов 1─7:

3.3.1.6.3.2

Обочина автомобильной трассы не является тротуаром и не рисуется отдельной дорогой.

Если обочина участка дороги доступна для движения пешеходов, то тротуар вдоль этого участка не рисуется, а участок дороги помечается атрибутом доступности для пешеходов.

3.3.1.6.3.3

Для обеспечения связности дорожной сети в местах, где тротуар заканчивается, но дальнейшее движение пешеходов возможно по обочине автомобильной дороги, следует плавно соединить линии тротуара и автомобильной дороги отрезком пешеходной дороги (на рисунке зелёный пунктир):

3.3.1.6.3.3.1

Технические соединения пешеходных дорог и тротуаров с автострадами (дорогами класса 1) не рисуются. Например, линия тротуара на остановке на МКАД заканчивается на схеме там, где тротуар заканчивается на местности:

3.3.1.6.3.4

В случаях когда отсутствуют надземные и подземные пешеходные переходы, а также когда на перекрёстках нет ни знаков, ни разметки («зебры»), пешеходная дорога проводится через перекрёсток как продолжение линии тротуара, если пересекаемая дорога:

  • имеет 3 или менее полос движения,

  • не имеет сплошной осевой линии:

3.3.1.6.3.5

В местах, где пешеходная дорога подходит к автомобильной, пересечение дорог может быть нарисовано:

  • по пешеходному переходу (при наличии такового),

  • без пешеходного перехода, если пересекаемая автомобильная дорога не имеет сплошной осевой линии:

Если пересекаемая автомобильная дорога имеет сплошную осевую линию, то пешеходная дорога или рисуется как отдельная дорога до ближайшего пешеходного перехода или (при отсутствии обочины) заканчивается тупиком:

3.3.1.6.4. Пешеходные переходы
3.3.1.6.4.1

Линии пешеходных переходов проводятся по середине переходов.

3.3.1.6.4.2

Если пешеходный переход заканчивается на площади, доступной для пешеходов, то точки окончания переходов и точки выхода на площадь пешеходных дорог связываются участками условных пешеходных дорожек. Такие дорожки рисуются по возможности под прямыми углами друг к другу и в минимально возможном количестве.

На рисунке пешеходные дороги показаны жёлтыми линиями, подземный переход — жёлтым пунктиром, условные соединительные дорожки — зелёными линиями:

3.3.1.6.4.3

Линии надземных и подземных пешеходных переходов доводятся до точек начала подъёма/спуска (многосекционные подъёмы/спуски рисуются упрощённо, не более чем двумя секциями):

3.3.1.6.4.4

Двойные пешеходные переходы (две расположенные рядом «зебры», по каждой из которых можно идти в одну сторону) рисуются в одно ребро с направлением движения в обе стороны.

3.3.1.6.4.5

Пешеходные переходы через железнодорожные пути рисуются только в том случае, если они представляют собой:

  • надземные переходы,
  • подземные переходы,
  • организованные наземные переходы (с ограждениями, настилами).
3.3.1.6.5. Велосипедные дороги

Велосипедные дороги рисуются как отдельные дороги только в том случае, если они физически выделены на местности как велосипедные дороги и/или подтверждены наличием дорожных знаков или дорожной разметки:

В остальных случаях следует ограничиться установлением атрибута Доступен для велосипедистов для участков автомобильных (или пешеходных) дорог.

Если с пешеходной дорожки/тротуара есть беспрепятственный доступ на велодорожку, то пешеходные дороги, соединяющиеся с этим тротуаром, необходимо доводить до велодорожки (не меняя доступности):

3.3.1.6.6.

Пешеходные дороги, проходящие через внутренние помещения зданий, не рисуются.

3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах

Чтобы предотвратить автоматическое построение маршрутов, проходящих по участкам дорог, отделённым от дорожной сети препятствиями (контрольно-пропускными пунктами, шлагбаумами, воротами, дорожными знаками «Въезд запрещён» и «Движение запрещено», бетонными блоками и т. п.) и по участкам дорог, проходящим по ограждённым территориям, такие участки рисуются следующим образом:

3.3.1.7.1

Часть дороги, отделённая от дорожной сети контрольно-пропускными пунктами (кроме пограничных КПП — они не отмечаются условием движения «Ограничение на въезд, вход») или шлагбаумами, рисуется отдельным участком дороги. Там, где расположен шлагбаум или КПП, создаётся пересечение участков дорог (если участок дороги нарисован ранее, он разрезается на два):

Это пересечение дополняется условием движения типа «Ограничение на въезд, вход»:

Выезд остается беспрепятственным, т. е. связывать с пересечением запрещающий манёвр на выезд не нужно.

Если на территорию есть несколько въездов, один из которых ─ гостевой, а остальные ─ служебные, то все въезды дополняются условием движения типа «Ограничение на въезд, вход». Кроме того, для служебных въездов ─ в ближайшем пересечении автомобильных дорог за территорией добавляются условия движения типа «Запрещённый манёвр».

Например, на схеме синей стрелкой отмечен гостевой въезд, красной ─ служебный, зеленой ─ место установки запрещённого манёвра (ближайшее пересечение автомобильных дорог за территорией):

3.3.1.7.2
Наличие дорожных знаков «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» задаётся условием движения «Ограничение на въезд, вход» (см. п. 3.3.1.7.1): они разрешают движение до дома и места работы, т. е. не запрещают, но ограничивают проезд.
Условие движения «Ограничение на въезд, вход» ставится при этом непосредственно на перекрёсток автомобильных дорог, после которого расположен знак.
3.3.1.7.3
При рисовании дорожной сети территорий, отделённых от дорожной сети контрольно-пропускными пунктами или шлагбаумами, доступность участков дорог задаётся в соответствии с реальной ситуацией. Если проезд в пределы такой территории технически возможен и при этом нет дополнительных ограничений (знаками дорожного движения) по видам транспортных средств, а на въезде/выезде уже поставлено условие проезда по пропускам, то убирать из атрибутов доступность ТС не следует.
3.3.1.7.4

В месте установки дорожного знака «Въезд запрещён» дорога разрезается. С образовавшимся пересечением связывается условие движения типа «Запрещённый манёвр» (запрещает проезд под знак).

Если на дороге установлено препятствие для проезда (например, если сквозной проезд по внутриквартальному проезду перекрыт бетонным блоком), то в месте его установки дорога разрезается. С образовавшимся пересечением связываются два условия движения типа «Запрещённый манёвр» (запрещают проезд через препятствие в обоих направлениях):

При такой отрисовке дорожная сеть в месте установки препятствия не разрывается (сохраняя связность), но маршрут, пересекающий препятствие, не может быть построен.

3.3.1.7.4.1

Если проезд запрещён ПДД (разметкой или дорожными знаками), но специальные документы (пропуска) позволяют части транспортных средств (или конкретному автомобилю) игнорировать запрет (например, некоторым грузовым автомобилям разрешено игнорировать запрет на въезд грузового транспорта внутрь ТТК в Москве), то условие движения проставляется на общих основаниях: Запрещённый манёвр, а не Ограничение на въезд, вход (см. п. 3.3.1.7.4).