3.3.2. Правила атрибутирования участков дорог

Панель атрибутирования участка дороги выглядит так:

Приёмы атрибутирования участков дорог аналогичны приёмам атрибутирования всех объектов Народной карты.

При атрибутировании дорог следует обращать внимание на атрибутирование связанных с перекрёстками условий дорожного движения.

При атрибутировании участков дорог требуется выполнять правила, специфичные для них. Ниже перечислены атрибуты объекта Участок дороги и приведены правила задания значений каждого из них:

Внимание.

Атрибутируя участок дороги, а также дорогу в целом (см. раздел 3.3.3. Правила атрибутирования дорог), следует контролировать непротиворечивость задаваемых значений.

Например, если для участка дороги задан тип сооружения «Тоннель», то атрибуты «Уровень А» и «Уровень Б» должны иметь отрицательные значения.

3.3.2.1. Класс

Все дороги на Народной карте классифицируются по их значимости в транспортной системе: каждому участку дороги присваивается определённое значение атрибута Класс.

Класс дороги определяется типами и размерами населённых пунктов (и иных значимых объектов), которые она соединяет, а также её ролью в формировании связности дорожной сети.

В меньшей степени класс дороги определяют её физические характеристики. Наличие у трассы идентификационного номера не влияет на её значимость.

Так, узкая дорога с одной проезжей частью, связывающая два города, имеет более высокий класс, чем дорога с двумя проезжими частями и физическим разделителем, связывающая районы внутри города.

Задавая класс дороги, следует руководствоваться приведёнными ниже определениями дорог каждого класса, а также правилами:

  • При выборе класса дороги должна сохраняться связность дорожной сети: дороги каждого класса должны вместе с дорогами более высоких классов образовывать единую (связную) сеть. См. п. 3.3.1.1.1.

    В частности, в соответствии с этим пунктом не следует понижать класс дороги при прохождении её через населённые пункты (в отсутствие объездной дороги).

    Кроме того, дорога определённого класса не может быть связана с остальной дорожной сетью дорогами только более низкого класса. Такая связь должна обеспечиваться дорогами либо того же, либо более высокого класса. Исключения допускаются только для территорий, изолированных от основной дорожной сети.

  • Среди равнозначных дорог следует выделять основные и наиболее предпочтительные для транзитного движения. Им присваивается более высокий класс. В частности, это необходимо, чтобы не перегружать центры городов множеством дорог одного класса.

  • На перекрёстках и развязках соединительные дороги и съезды, соединяющие дороги разных классов, получают низший из классов соединяемых дорог, даже в том случае, когда съезд может служить дублёром основной магистрали:

    • При выезде с магистрали на магистраль более низкого класса соединительной дороге или съезду задаётся функциональный класс магистрали низшего класса начиная с точки ответвления (с начала поворота или съезда).
    • При въезде с магистрали на магистраль более высокого класса соединительной дороге или съезду задаётся функциональный класс магистрали низшего класса до точки примыкания (до конца поворота или съезда):
    • При этом на развязках и перекрёстках дорог трёх и более классов может сложиться ситуация, когда съезды, которые по формальному признаку должны быть отнесены к одному классу, фактически принадлежат другому — именно к нему они должны быть отнесены при картировании.
    • Пример 1. На рисунке изображена развязка дороги № 1 (класс 2), дороги № 2 (класс 5) и дороги № 3 (класс 6).
    • Съезды № 4, 5, 6 и 7 соединяют дороги № 1 и № 2, поэтому и по формальному признаку, и по фактическому положению в дорожной сети они отнесены к низшему из классов соединяемых дорог — к классу 5.
    • В то же время съезды № 8 и № 9 фактически соединяют дорогу № 1 с дорогой № 3, поэтому они отнесены к классу 6:
    • Пример 2. Через перекрёсток проходит дорога класса 4 (на рисунке ─ фиолетовая); кроме неё, перекрёсток образуют две дороги: класса 6 (жёлтая) и класса 7 (зелёная).
    • При этом короткие участки (перемычки), входящие в перекрёсток:
    • а) помеченные красными стрелками ─ обеспечивают связность дороги класса 4;
    • б) помеченные синими стрелками ─ обеспечивают связность сети дорог класса 6 и класса 4 (верхний участок обеспечивает проезд с дороги класса 4 налево, на дорогу класса 6; правый участок обеспечивает проезд с дороги класса 6 наверх, на дорогу класса 4).
    • Поэтому классы на коротких участках (перемычках), входящих в перекрёсток, должны быть расставлены следующим образом:
  • На круговом движении сам круг имеет тот же класс, что и дорога с наивысшим классом, которая в него входит.

  • На дорогах, отрисованных в два ребра, перемычки для разворота должны иметь тот же класс, что и сама дорога:

    Если перемычка является продолжением примыкающей дороги (например, на Т-образном перекрёстке) и не является разворотом (см. п. 3.3.2.7.6), то она получает класс примыкающей дороги (см. также пп. 3.3.1.5.3.6 и 3.3.1.5.3.7):

    Если перемычка или съезд является продолжением примыкающей дороги класса 8 или 9, то их класс поднимается до класса 7:

    Если на перекрёстке дорога самого высокого класса не меняет направление, а перемычка является продолжением примыкающих дорог разных классов, её класс задаётся как наиболее высокий из классов примыкающих дорог:

Примечание.

Кроме класса участка дороги, дороги в целом характеризуются типом дороги, который задаётся в панели редактирования дороги, см. раздел 3.3.3.2. Тип дороги.

Класс участка дороги выбирается из списка (на рисунке показан не полностью):

При наведении указателя на строку списка в правой части строки отображается значок . При наведении указателя на этот значок отображается подсказка — краткое определение дорог выделенного класса.

Класс участка дороги задаётся по правилам выбора значения атрибута для конкретных дорог:

3.3.2.1.1. Автострады (класс 1)

Дороги государственного значения, имеющие официальный статус «Автомагистраль», «Скоростная дорога» и городские магистрали скоростного движения.

Дороги классов 1 и 2 дополняют друг друга и должны образовывать связную сеть. Например, участок трассы Е-30 в Польше в районе Миньск-Мазовецки.

3.3.2.1.2. Дороги государственного значения (класс 2)

Автодороги государственного и межгосударственного значения, образующие основной каркас дорожной сети в крупных и средних странах, и главнейшие транзитные трассы в небольших странах, связывающие их столицу (или крупнейший город) с сопредельными государствами.

В крупных странах сеть этих дорог связывает между собой административные центры административных единиц второго уровня.

В крупных странах к этому типу могут быть в виде исключения отнесены крупнейшие межрегиональные дороги, связывающие между собой несколько административных центров административных единиц второго уровня.

К этому же классу относят дороги, входящие в состав трансконтинентальных международных автодорожных сетей.

3.3.2.1.3. Межрегиональные дороги (класс 3)

Дороги регионального и межрегионального значения:

  • Второстепенные автомагистрали с твёрдым покрытием, соединяющие соседние страны.

  • Подъезды к крупным городам от дорожной сети 1─2 классов.

  • Шоссе, связывающие соседние административные единицы второго уровня.

В крупных городах и агломерациях к этому же классу относят важнейшие вылетные магистрали.

В обширных малонаселённых регионах к этому классу относят внутренние дороги длиной свыше 150 км.

3.3.2.1.4. Региональные дороги (класс 4)

Основные дороги внутрирегионального значения в административных единицах второго уровня:

  • Главные дороги, связывающие между собой

    • центры административных единиц третьего уровня,

    • самые крупные (для данной страны) населённые пункты с региональным центром, с дорогами классов 1—3 или с соседними районами (если такая дорога не получила более высокий класс).

  • В обширных малонаселённых регионах — дороги длиной свыше 50 км, соединяющие между собой (и с дорогами высших классов) 5—10 сельских населённых пунктов или ведущие к посёлкам городского типа с населением свыше 5000 человек.

  • В населённых пунктах с населением более 100 000 — вылетные трассы внутрирегиональных направлений и магистральные улицы (кроме отнесённых к более высоким классам).

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до центральной площади, автостанции или одного из центральных перекрёстков.

Вне населённых пунктов дороги этого класса могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам государственного значения.

Примечание.

Дороги без твёрдого покрытия, ведущие к административным центрам административных единиц третьего уровня, относить к классу 4 не следует.

3.3.2.1.5. Дороги районного значения (класс 5)

Основные дороги в административных единицах третьего уровня, не получившие более высокий класс.

За пределами городов к этому классу относятся дороги, проходящие через несколько небольших населённых пунктов (или ведущие к одному крупному населённому пункту) и соединяющие их с дорогами классов 1—4.

Также вне населённых пунктов дороги этого класса могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам регионального значения.

В городах с населением более 100 000 к классу 5 относят крупные транзитные улицы, соединяющие соседние части города, а также вылетные магистральные улицы, продолжением которых за городом служат автодороги местного сообщения, ведущие к ряду населённых пунктов сельского типа.

В населённых пунктах с населением менее 100 000 к этому классу относят основной транзитный проезд по городу (при наличии объездной дороги, имеющей класс 1—4).

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до центральной площади, автостанции или одного из центральных перекрёстков.

3.3.2.1.6. Дороги местного значения (класс 6)

Основные дороги местного значения.

Вне населённых пунктов к этому классу относят дороги, не вошедшие в классы 1—5 и ведущие к отдельно расположенным населённым пунктам, коттеджным посёлкам и СНТ (или группам небольших близко расположенных населённых пунктов), которые не соединяются с основной сетью дорог дорогами более высокого класса.

В крупных массивах застройки сельского типа (в том числе садовых и дачных участков) это магистральные проезды и дороги, ведущие к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам районного значения.

В населённых пунктах к дорогам класса 6 относят основные улицы обособленных городских зон (районов, микрорайонов или входящих в состав города населённых пунктов), второстепенные транзитные улицы, связывающие соседние районы города (выезды из обособленных городских зон), а также улицы-дублёры шириной не менее трёх полос вдоль магистралей классов 1—4 (см. п. 3.3.2.7.5).

В небольших населённых пунктах этим классом обозначается основной транзитный проезд при объездной дороге, имеющей 1—5 класс.

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до одного из центральных перекрёстков.

Следует помнить, что физические характеристики дорог этого класса могут заметно различаться. Например, к классу 6 относится многополосный Шуваловский проспект в Санкт-Петербурге:



и улица Татищева в Екатеринбурге:



3.3.2.1.7. Дороги минимальной значимости (класс 7)

Все дороги (улицы) местного значения, имеющие собственные названия, не вошедшие в классы 1—6, технически пригодные для движения автотранспорта (в том числе — с запрещённым движением или объявленные пешеходной зоной), а также безымянные проезды и перемычки между дорогами при наличии трафика, аналогичного трафикам соединяемых дорог.

В сельских населённых пунктах и СНТ с неименованными улицами к классу 7 относят только магистральные проезды в массивах садовых и дачных участков.

Как исключение, к классу 7 могут быть отнесены самые крупные проезды, используемые для въезда/выезда или транзита в многоэтажных кварталах большой площади (в том числе безымянные), основные дороги на территории крупных кладбищ.

К классу 7 относят пешеходные улицы (например, московский Арбат, нижегородская Большая Покровская улица, улица Вана-Пости в Таллине). Движение по ним на автомобилях обычно запрещено знаками «Въезд запрещён» ( «Кирпич»), либо «Пешеходная зона», либо «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещённым движением (велопешеходная дорожка с совмещённым движением)». В исключительных случаях ─ знаком «Движение запрещено». Для таких улиц задаётся доступность только для пешеходов и велосипедистов.

К этому классу относят также центральные дороги и аллеи в крупных пешеходных зонах (парки, памятники культуры, спортивные объекты и другие рекреационные объекты), образующие основной каркас дорожной сети этих зон (в частности ─ соединяющие основные входы в пешеходную зону). Такие дороги должны явно выделяться среди общей сети пешеходных дорожек и быть пригодны для проезда спецтехники. Для таких дорог задаётся доступность для пешеходов и велосипедистов.

Вне городов к классу 7 относят асфальтированные подъезды к небольшим населённым пунктам и СНТ длиной не более 1—5 км, а также улучшенные грунтовые, просёлочные, лесные, полевые дороги (в т. ч. ведущие через броды) или автозимники, являющиеся единственным или наиболее предпочтительным подъездом к сельскому населённому пункту (или к его части) или СНТ.

До любого жилого (не вымершего) населённого пункта, должна идти хотя бы одна дорога не ниже этого класса.

За пределами населённых пунктов к классу 7 относят подъезды с твёрдым покрытием к транспортным и хозяйственным объектам, базам отдыха, детским оздоровительным лагерям, достопримечательностям, а также сети технологических дорог с твёрдым покрытием внутри обширных промысловых районов или промышленных территорий.

Кроме того, к этому классу относят все трассы крупных горнолыжных комплексов-курортов, расположенных за пределами застройки населённых пунктов (такие, например, как Буковель и Роза-Хутор), а также трассы крупных автодромов для соревнований (например, трассы Формулы-1).

К классу 7 относят также все строящиеся дороги (кроме дорог класса 10 — пешеходных и велодорожек) и некоторые дороги-дублёры (см. п. 3.3.2.7.5).

3.3.2.1.8. Внутриквартальные проезды (класс 8)

Дороги, используемые только для подъезда к цели (адресной точке, достопримечательности), без транзитного движения:

  • 1) безымянные проулки и тупики в зонах индивидуальной застройки;
  • 2) внутридворовые и внутриквартальные проезды;
  • 3) дороги на закрытых территориях: в промзонах, на территориях организаций и учреждений, в том числе больниц, отелей, санаториев, домов отдыха и т. п.;
  • 4) съезды с автотрасс к АЗС и парковкам, проезды на территориях АЗС и по парковкам;
  • 5) отрезки второстепенных неименованных дорог в районах индивидуальной застройки (в т. ч. СНТ);
  • 6) внутренние проезды на территориях ГСК;
  • 7) трассы средних и малых автодромов, картодромов, мотодромов.

Этот класс характерен для населённых пунктов, а за их пределами встречается, как правило, только в случаях, указанных в пунктах 3 и 4.

Дороги класса 8 не имеют названий.

3.3.2.1.9. Полевые и лесные дороги (класс 9)

Лесные и полевые грунтовые дороги (не получившие более высокого класса).

В большинстве случаев к этому классу относятся малозначимые выезды из населённого пункта в сторону другого населённого пункта или вглубь ненаселённой местности.

Дороги этого класса в пределах населённых пунктов встречаются очень редко (только в зонах, где отсутствует плотная застройка, но которые административно относятся к территориям населённых пунктов).

Дороги этого класса не имеют названий и не имеют твёрдого покрытия.

Если дорожная сеть состоит из участков дорог класса 9, все въезды на которые запрещены на местности знаками или препятствиями, то для дорог этой сети задаётся доступность только для велосипедов и пешеходов.

3.3.2.1.10. Пешеходные и велодорожки (класс 10)

Дороги, по которым проезд на автомобиле технически невозможен или ограничен правилами ПДД.

Это тротуары, пешеходные дороги в парках и на кладбищах, внутриквартальные пешеходные дороги, пешеходные переходы через железнодорожные пути и автомобильные дороги, пешеходные лестницы, пешеходные мосты и тоннели, а также улицы с названием, проезд по которым физически невозможен (например, представляющие собой узкие асфальтированные или мощёные дорожки).

Кроме того, к этому классу относят беговые дорожки на стадионах и спорткомплексах, оборудованные лыжные трассы на лыжных и биатлонных стадионах, а также все горнолыжные трассы в пределах застройки населённых пунктов.

Пешеходные переходы атрибутируются значением «Пешеходные переходы» атрибута Конструктивные особенности.

Значимые пешеходные улицы (например, улицу Арбат в Москве) относят к классу 7, а не 10 (см. п. 3.3.2.1.7).

Примечание.

См. также Раскраска дорог по классам.

3.3.2.2. Улица

В поле Улица панели указывается название той улицы (дороги), в состав которой входит нарисованный участок. Название задаёт принадлежность участка дороги к определённой улице.

Внимание.

Для дорог классов 8—9 поле не заполняется.

При вводе в поле символов, составляющих название дороги (улицы), открывается для выбора список дорог (улиц), уже нарисованных на карте и имеющих в названии вводимые в поле символы:

При заполнении поля следует учитывать также, что нередки частичные совпадения улиц и конкретный участок дороги может входить одновременно в состав нескольких улиц с разными названиями. Например, Беговая улица в Москве является частью Третьего транспортного кольца.

В подобных случаях, после того как первое значение задано, можно добавить нужное количество значений атрибута:

При заполнении поля:

  • Если улица на карте уже есть, её название выбирается из списка предлагаемых.

  • Если улицы на карте ещё нет, поле заполняется вручную: задаётся название новой улицы (тем самым она создаётся на карте). При задании названия дороги требуется выполнять Правила именования дорог (см. п. 3.3.3.3. Название дороги).

После того как объект сохранён, название дороги отображается в панели атрибутирования как ссылка:

Переход по этой ссылке открывает панель просмотра и редактирования атрибутов дороги, в том числе её состава (подробнее см. в разделе 3.3.3. Правила атрибутирования дорог).

Про задание атрибута «Входит в» см. также п. 3.3.3.3.3.9, а для участков дорог на перекрёстках — пункт 3.3.1.5.3.5.

3.3.2.3. Доступен для

В поле «Доступен для» задаётся доступность участка дороги для транспортных средств (ТС) и пешеходов. Значение атрибута определяется возможностью проезда по участку дороги на различных видах транспортных средств (ТС) или прохода по нему пешком. Транспортная доступность для всех ТС, кроме общественного транспорта и велосипедов, определяется при этом не физической возможностью проехать по дороге, а ПДД и дорожными знаками.

Возможные значения атрибута собираются из комбинации значений доступности участка дороги для движения легковых автомобилей, грузовиков, общественного транспорта, велосипедистов и пешеходов.

Значение атрибута задаётся нажатием нужной кнопки левой кнопкой мыши (последовательные нажатия включают/выключают признак доступности участка дороги для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, грузовиков, легковых автомобилей). Включение/выключение признака маркируется отображением пиктограммы; при выключении признака доступности кнопка становится полупрозрачной:

При задании значения атрибута:

3.3.2.3.1

Для переходов включается только значение «Пешеход».

3.3.2.3.2

Для автомобильных дорог:

3.3.2.3.2.1

Значение «Пешеход» необходимо включать, если вдоль участка автомобильной дороги тротуар отсутствует, но пешеходы могут двигаться по обочине.

3.3.2.3.2.2

Для автомобильных дорог значение «Пешеход» необходимо выключать в следующих случаях:

  • Если автомобильная дорога имеет класс 1 (Автострады).

  • Если автомобильная дорога имеет класс 2—7 и для движения пешехода по участку дороги нет физической возможности: у участка дороги нет ни тротуаров, ни обочины (норма применяется в зонах застройки).
  • Если вдоль участка дороги с одной стороны нарисован тротуар, а с другой стороны нет ни тротуара, ни обочины, доступной для движения пешеходов (см. п. 3.3.1.6.3. Тротуары).

  • Если вдоль участка дороги с обеих сторон нарисованы тротуары (см. п. 3.3.1.6.3. Тротуары).

    Примечание.

    Доступность для пешеходов у дорог класса 8 не выключается, даже если вдоль этой дороги нарисован тротуар.

  • Если дорога, вдоль которой тротуары не нарисованы (на рисунке — голубая), пересекает дорогу (коричневую), вдоль которой тротуар нарисован (жёлтый пунктир), и на которой значение «Пешеход» отключено, то значение «Пешеход» выключается на участке первой дороги между второй дорогой и тротуаром (указан красной стрелкой):

    Примечание.

    Если движение пешеходов возможно только по дорогам класса 7 (например, по улицам в частном секторе), доступность для пешеходов на этих дорогах не выключается, даже в ситуации приведённого выше примера.

  • Для разворотов и перемычек дорог, нарисованных в два ребра, значение «Пешеход» выключается:

3.3.2.3.3

Значение «Велосипед» выставляется у тех участков дорог, где велосипедист имеет право ехать согласно ПДД.

Как исключение, значение «Велосипед» выключается у дорог классов 9-10, по которым проезд велосипедиста физически невозможен или сильно затруднён.

Внимание.

Правила задания доступности участков дорог для велосипедистов могут различаться в разных странах (в соответствии с местными ПДД).

3.3.2.3.3.1
Для выделенных велодорожек (см. п. 3.3.1.6.5. Велосипедные дороги) выставляется только это значение атрибута. При этом доступность для велосипеда отключается с параллельно идущих авто- и пешеходных дорог.
3.3.2.3.3.2
Для пешеходных переходов и лестниц значение атрибута выставляется при наличии пандуса, пригодного для проезда на велосипеде.
3.3.2.3.4

Значение «Общественный транспорт» включается для всех дорог классов 1─7.

Внимание.

Доступность для общественного транспорта (ОТ) на дорогах классов 1-7 может быть снята в исключительных случаях, когда это необходимо для правильной работы ниток маршрутов ОТ.

Снимать доступность для ОТ разрешено только пользователям, имеющим права на работу с нитками маршрутов ОТ (см. 3.14.3. Правила создания и атрибутирования ниток маршрутов ОТ).

Значение «Общественный транспорт» выключается для всех дорог классов 8─10, за исключением участков дорог, по которым проходят маршруты общественного транспорта (например, разворотные кольца на конечных остановках).

Также значение «Общественный транспорт» выключается для дорог, указанных в п. 3.3.2.3.6.

3.3.2.3.5
При задании значений атрибута для участков дорог с дорожными знаками «Движение запрещено», «Въезд запрещён» следует учитывать п. 3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах.
3.3.2.3.6

Для горнолыжных трасс, беговых дорожек и других подобных объектов необходимо включить значение «Пешеход» (и только его).

Для трасс автодромов, мотодромов и других подобных объектов необходимо выключить все значения атрибута.

3.3.2.4. Направление движения

В поле «Направление движения» нажатием нужной кнопки задаётся разрешённое направление движения по участку дороги (с учётом направления отрисовки участка дороги — от начальной точки А до конечной точки Б):

  • А ⇆ Б — разрешено движение в обе стороны (из А в Б и из Б в А);

  • А → Б — разрешено движение по направлению рисования (из А в Б);

  • А ← Б — разрешено движение против направления рисования (из Б в А).

Пешеходным переходам и дорожкам задаётся значение «Разрешено движение в обе стороны».

Указание одностороннего движения на пешеходных дорожках допускается в следующих случаях:

  • спортивные трассы, на которых организовано одностороннее движение на постоянной круглогодичной основе (например, лыжные трассы, велосипедные дорожки);

  • входы и выходы на территории массово посещаемых культурных, социальных и транспортных объектов, где посетители входят на территорию и покидают её через разные пропускные пункты (например, так организован вход и выход на территорию Московского Кремля).

3.3.2.5. Уровень (А) и Уровень (Б)

Нажатием кнопок в полях Уровень А и Уровень Б для узлов начала (А) и конца (Б) участка дороги задаётся значение уровня узла:

Допустимые значения уровней:
  • 0 (уровень земли) — если пересечение участков дорог происходит на одном уровне, уровне земли. Например, на перекрёстках или на железнодорожных переездах.
  • 1, 2, 3 — уровни выше уровня земли. Например, на пересечениях автомобильной дороги, проходящей по мосту или эстакаде, с железной или автомобильной дорогой, проходящей на уровне земли.
  • -1, -2, -3 — уровни ниже уровня земли. Например, на пересечениях дороги, проходящей в тоннеле, с дорогой, проходящей на уровне земли.

Значения «Уровня А» и «Уровня Б» должны быть заполнены для каждого участка дороги.

Если пересекающиеся дороги пересекаются на одном уровне, в точке пересечения участки дорог должны иметь одинаковые значения уровня. Если же дороги пересекаются в плане, но расположены на разной высоте, в точке пересечения (в плане) эти участки дорог должны иметь разные значения уровней.

Дорога, состоящая из нескольких участков дорог, должна быть логически связана правильно расставленными значениями «Уровня А» и «Уровня Б» для всех участков дорог, входящих в её состав (см. Примеры простановки уровней).

Для большинства участков дорог значения «Уровня А» и «Уровня Б» равны нулю.

3.3.2.5.1

Изменения значений уровней производится только при прохождении дорог (в том числе пешеходных) по мостам и тоннелям, в исключительном случае — по подземным парковкам (см. п. 3.3.1.1.6.1).

Если дорога следует рельефу местности и, например, поднимается по склону или спускается в долину, то значения уровней не изменяются.

3.3.2.5.2

Участок дороги не может иметь значения Уровень А и Уровень Б, различающиеся более чем на единицу. Если разница значений составляет 2 и более, допущена ошибка в выделении участка дороги и он должен быть разделён на два (или более) участка.

3.3.2.5.3

Спуски и подъёмы подземных и надземных пешеходных переходов выделяются уровнями аналогично тому, как это делается для участков дорог других типов.

3.3.2.5.4

Участки дороги, атрибутированные типом сооружения «Мост», не могут иметь значения уровней начальной и конечной точек меньше «+1», даже если видимые перепады уровней отсутствуют (например, если мост проложен через небольшую реку):

3.3.2.5.5

Подъездные участки мостов, имеющие значения уровней А и Б [0—1] или [1—0], не должны иметь длину больше, чем длина самого моста.

Если на расстоянии, сопоставимом с длиной моста, у дороги нет ни одного пересечения с другими дорогами, на ней необходимо создать дополнительный узел для снижения уровня.

Например, на рисунке слева подъездной участок 0→1 имеет длину, заметно превышающую длину самого моста (1→1). Поэтому на этом участке следует создать дополнительный узел и разделить участок (на участки 0→0 и 0→1) таким образом, чтобы длина подъездного пути (0→1) имела длину, сопоставимую с длиной моста (1→1) — на правом рисунке:

3.3.2.5.6. Примеры простановки уровней

На рисунках ниже приведены примеры простановки уровней в простых случаях:

а) На пересечении автомобильной дороги, проходящей по мосту, с рекой:

б) На пересечении автомобильной дороги, проходящей по мосту, с другой автомобильной дорогой:

в) На пересечении автомобильной дороги, проходящей в тоннеле, с другой автомобильной дорогой:

г) Примеры простановки уровней на развязках приведены в разделе Примеры простановки уровней участков дорог на развязках.

Внимание.

Необходимо строго соблюдать связность дорожного графа (см. пункт Связность): значение атрибутов «Уровень А» и «Уровень Б» должны меняться не только для участков дорог в тоннеле или на мосту, но и для соседних с ними участков. В противном случае дорожный граф потеряет связность.

При логических разрывах дорожного графа (в результате неверной простановки уровней) невозможно построить маршрут, проходящий через участок разрыва.

3.3.2.6. Тип сооружения

Атрибут «Тип сооружения» характеризует не собственно дорожное сооружение (они картируются как объекты категории Дорожные сооружения), а участок дороги (в том числе пешеходной), проходящий по такому сооружению (мосту, тоннелю и др.):

К участкам дорог, проходящим по мостам, на Народной карте относят участки дорог, расположенные на мостах (путепроводах, виадуках) через реки, дороги, овраги или другие физические препятствия. О границах мостов см. п. 3.8.1.1.3.

При выборе типа «тоннель» нужно обращать внимание на характерные признаки тоннеля, которые позволяют также сделать выбор в ситуациях «мост над дорогой или тоннель под дорогой»:

  1. Дорожное полотно:

    • либо проложено сквозь природные или искусственные возвышения (горные образования или дорожные насыпи),
    • либо (в зоне застройки и / или на дорожных развязках) уровень дороги постепенно понижается относительно уровня земли до въездного портала в тоннель.
  2. Наличие въездных / выездных порталов; именно они считаются границами тоннеля и участка дороги с атрибутом «тоннель».

При задании значения атрибута:

3.3.2.6.1

Часть дороги, проходящая по сооружению, выделяется как отдельный участок дороги независимо от того, в одно или два ребра нарисована дорога.

Начальный и конечный узлы таких участков задаются в точках въезда и выезда сооружения ─ в местах отрыва моста от поверхности земли (насыпи в состав моста не включаются) и в порталах тоннеля.

3.3.2.6.2

Надземные и подземные пешеходные переходы помечаются значениями атрибута.

3.3.2.6.3

Значениями атрибута «Мост» или «Тоннель» не помечаются (значение атрибута — «Нет»):

  • Дорожные сооружения, состоящие из трубы и земляной насыпи, предназначенные для прохождения дороги над водным объектом.

  • Участки дорог, проходящие под арками в домах.

3.3.2.6.4

Значение «Лестница» присваивается атрибуту в перечисленных ниже ситуациях.

3.3.2.6.4.1

Улицы-лестницы. Например, часть улицы «Ланжероновский спуск» в Одессе:

В этом случае задаётся класс дороги «Улица минимальной значимости». Как правило, несмотря на перепад высот, уровни А и Б участка дороги в подобных случаях равны нулю:

К таким дорогам возможна привязка адресных точек.

Примечание.

Если лестница оснащена пандусом, доступность участка дороги для велосипедов остаётся включенной.

3.3.2.6.4.2

Пешеходные лестницы, ведущие к мостам (там, где подъём для пешеходов отличается от заезда для автомобилей), лестницы, проходящие по склонам (в овраг или на холм), эскалаторы, спуски и подъёмы подземных и надземных переходов. Например, лестница, ведущая на Патриарший мост в Москве:

В этом случае задается класс дороги «Пешеходные и велодорожки», конструктивные особенности участка дороги «Пешеходный переход». В подобных случаях уровни А и Б участков дороги (концов лестницы) часто не равны нулю:

3.3.2.6.4.3

Лестницы подземных и надземных переходов.

3.3.2.6.5

Значение «брод» присваивается атрибуту на участках дорог, пересекающих неглубокое место в реке или ручье (которое можно преодолеть пешком или на автомобиле).

Класс участка дороги задаётся таким же, как у прилегающих участков дорог, выключается атрибут твёрдое покрытие и включается атрибут плохое состояние.

3.3.2.7. Конструктивные особенности

Значение атрибута выбирается из раскрывающегося списка:

Доступные значения атрибута:

3.3.2.7.1. Отсутствуют

Участки дорог, не имеющие перечисленных ниже конструктивных особенностей (одну проезжую часть и т. д.). Значение по умолчанию.

3.3.2.7.2. Две проезжие части
Участки дорог, которые по правилам рисуются в два ребра, см. раздел 3.3.1.2. Правила рисования дорог в одно/два ребра (одной или двумя линиями).
3.3.2.7.3. Круговое движение

Участки дорог, объединённые в круговое движение (кольцо), что может подтверждаться наличием дорожного знака «Круговое движение»:

При рисовании круговых участков дорог можно воспользоваться инструментом рисования круговых участковых дорог.

3.3.2.7.4. Съезд

Съезды и участки (боковые съезды, развилки, разгружающие транспортные потоки при подъезде к одноуровневому перекрёстку), обеспечивающие связь между дорогами:







3.3.2.7.5. Дублёр

Участок дороги-дублёра (дороги, имеющей официальный статус и название «Дублёр», или дороги, имеющей официальный статус «дублёр», но не имеющей официального названия). Обычно это дороги длиной более нескольких кварталов, параллельные основной магистрали и предназначенные для уменьшения транспортного потока на ней:



Дороги-дублёры имеют класс не выше основной дороги:

  • дороги-дублёры магистралей классов 1─4, шириной не менее трёх полос, а также дороги-дублеры шириной 1─2 полосы, которые обеспечивают транзитный проезд с дорог класса 1─6 на дороги класса 6,— имеют класс 6;

  • дороги-дублёры дорог классов 1─7 шириной 2 полосы и менее — имеют класс 7.

3.3.2.7.6. Разворот

Атрибут задаётся для участков дорог только при наличии знаков:

  • ─ место для разворота или
  • ─ зона для разворота,

При этом данный участок не должен быть продолжением дороги 1─7 классов.

3.3.2.7.7. Пешеходный переход

Участок дороги, предназначенный только для пересечения автомобильных и железных дорог пешеходами: подземные, наземные и надземные переходы, включая спуски и подъёмы.

Этим участкам присваивается значение класса 10. Пешеходные дорожки.

На велопереходах через автомобильные дороги, на которых велосипедисту разрешено не спешиваться, атрибут «пешеходный переход» не задаётся.

Картируя подземные и надземные переходы, следует помнить, что они рисуются на карте не только участками дорог, но и объектами типа Дорожное сооружение.

3.3.2.8. Скоростное ограничение

Атрибут задаёт максимальную разрешённую скорость движения на данном участке (в км/ч или в милях/час).

Примечание.

Если в стране скорость измеряется в милях в час, то в значении атрибута указываем ограничение в милях/час, а не переводим их в км/ч.

Типичные значения скоростного ограничения можно ввести, нажав на нужное значение ниже поля (5, ..., 90). Если нужного значения среди ссылок нет, его можно ввести с помощью клавиатуры.

Для полевых (класс 9), пешеходных и велосипедных (класс 10) дорог скоростное ограничение не задаётся.

Если скоростное ограничение распространяется только на ночное время, оно не задаётся.

Внимание.

Значения скоростных ограничений должны быть кратны 5. При попытке ввести неверное значение откроется предупреждение об ошибке. Чтобы сохранить участок дороги, ошибку необходимо исправить:

При создании нового участка дороги значение атрибута задаётся автоматически, и если на участке дороги действует другое скоростное ограничение, то заданное значение следует поправить.

Значения атрибута, задаваемые по умолчанию, приведены в таблице (НП — населённый пункт, Класс — атрибут 3.3.2.1. Класс).

Примечание.

Если участок дороги частично входит в границы населённого пункта, а частично — выходит за пределы его территории, ему будет присвоено меньшее из значений разрешённой скорости.

Страна

Класс 1

Классы 2-7

(НП)

Классы 2-7

(вне НП)

Класс 8

Россия110609020
Украина130509020
Беларусь120609020
Казахстан1406010020
Абхазия110609020
Грузия110609020
Южная Осетия110609020
Азербайджан110609020
Молдова509020
Туркменистан110609020
Таджикистан110609020
Узбекистан7010030
Киргизия110609010
Армения110609020
Латвия509020
Эстония509020
Франция130509050
Турция120509050
Литва130509050
Латвия

110

с 1 марта по 1 декабря

90

с 1 декабря по 1 марта

50

90

20

Примечание.

См. также Раскраска дорог по скоростям.

3.3.2.8.1

Атрибут может задаваться на любом участке дороги (кроме пешеходных или велосипедных), на котором установлено ограничение скорости либо в соответствии с ПДД (ограничения скорости движения по населённым пунктам, за пределами населённых пунктов, по автомагистралям), либо соответствующими запрещающими знаками.

Примечание.

Места установки дорожных знаков Начало населённого пункта и Конец населённого пункта (и точки изменения скоростного ограничения) часто не совпадают с административными границами населённого пункта.

3.3.2.8.2

В случае ограничения скорости временными знаками (ремонт, объезд и т. п.) нужно задавать значение атрибута, руководствуясь постоянными знаками и/или ПДД.

3.3.2.8.3

Если для участка дороги установлены разные значения максимальной разрешённой скорости в разное время суток, то атрибуту задается наименьшее из этих значений.

3.3.2.8.4

Если для участка однорёберной дороги установлены разные значения максимальной разрешённой скорости в разных направлениях движения или разные ограничения скорости в разных полосах движения, то атрибуту задаётся наименьшее из этих значений.

Если для участка дороги установлены разные ограничения движения для разных видов транспорта, то атрибуту задаётся то значение, которое указано для легковых автомобилей.

3.3.2.9. Твёрдое покрытие

Переключатель «Твёрдое покрытие» задаёт наличие твёрдого покрытия дорожного полотна участка дороги: асфальта, бетона или брусчатки (как, например, на улице Баррикадная в Москве).

Деревянные настилы, гравийное и щебёночное покрытия к твёрдому покрытию не относятся.

Для дорог с покрытием проставляется значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков дорог — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

3.3.2.10. Встречная полоса общественного транспорта

Переключатель «Встречная полоса общественного транспорта» задаёт наличие выделенной полосы для движения общественного транспорта в обратном направлении (на дорогах с односторонним движением).

Участкам дорог, входящим в состав таких дорог, присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Значение «Да» признака может быть задано только для участков дорог с односторонним движением (см. п. 3.3.2.4. Направление движения) и не имеющим разделительной полосы.

3.3.2.11. В стадии строительства

Переключатель «В стадии строительства» позволяет показать, что участок дороги находится в состоянии строительства.

Таким участкам дорог присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Задавая значение «Да» этого атрибута следует также задать значение «Недоступен» для всех видов транспорта (см. описание атрибута 3.3.2.3. Доступен для).

При реконструкции и ремонте дорог признак «В стадии строительства» задаётся, если движение перекрывается на срок более трёх месяцев. Информацию о кратковременных перекрытиях движения по дороге просьба сообщать в жалобе по объекту.

Рисовать на карте дорогу «в стадии строительства» можно с момента начала её строительства — с устройства земляного полотна.

Если уже существуют адреса, привязанные к запроектированной улице, однако на местности нет ни построенных, ни строящихся участков дорог, которые образуют эту улицу, допустимо нарисовать её проектное местоположение участками дороги «в стадии строительства».

При рисовании строящихся дорог следует выполнять правило связности дорожной сети. При переводе дороги классов 6 и выше «в стадию строительства» необходимо повышать класс дорог, по которым организован объезд на время ремонта, чтобы не возникало разрывов сети дорог высоких классов.

На карте строящиеся дороги отображаются пунктиром:

Все строящиеся дороги (за исключением дорог класса 10) относят к классу 7. Строящиеся дороги класса 10 (пешеходные) относят к классу 10 (см. также п. 3.3.2.1.7).

Правила именования строящихся дорог аналогичны правилам именования всех дорог (см. раздел 3.3.3.1. Правила формирования названий дорог).

3.3.2.12. Платная (признак платного проезда)

Переключатель «Платная» задаёт платность проезда по участку дороги.

Внимание.

Для трасс, которые полностью или частично являются платными, должен быть создан дополнительный объект ─ дорога типа трасса с названием. Все платные участки одной трассы включаются в один такой объект, даже если на трассе между этими участками есть разрывы (бесплатные участки). Название задается в формате М-4 (платная) — номер + указание (в скобках) «платная».

Платным участкам дорог присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Всем остальным участкам — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Задавать значение «Да» атрибута следует всем участкам дороги, которые по официальным документам относятся к платной дороге (например, участкам автомобильной дороги М-3 начиная с 124 км по 173 км), а также участкам дороги, с которых проезд возможен только на эти платные участки.

Задавать значение «Да» атрибута не следует:

  • разворотам на платных участках, а также дорогам класса 8;

  • участкам дорог, которые служат для въезда на платные парковки (например, в аэропортах).

3.3.2.13. Плохое состояние

Переключатель «Плохое состояние» позволяет показать, что участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии.

Также атрибут задаётся для всех участков дорог, у которых задан тип сооружения «брод».

Таким участкам дорог присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Атрибут задаётся только для дорог классов 1-9.

Значение признака задаётся по следующим правилам:

  1. Если на участке дороги задано значение «Нет» признака твёрдое покрытие, то значение «Да» признака «Плохое состояние» включается только в том случае, когда по участку дороги невозможно проехать на легковом автомобиле в сухую погоду.

  2. Если на участке дороги задано значение «Да» признака твёрдое покрытие, то значение «Да» признака «Плохое состояние» включается, если на дороге есть необъезжаемые ямы, а для дороги, выложенной бетонными плитами,— если между плитами образовались крупные зазоры или сами плиты разрушены и в них образовались ямы и обнажена арматура.

Изменять значение атрибута можно только в случае, если критерий плохой/хорошей дороги изменился на участке дороги суммарной протяжённостью минимум в один квартал либо длиной минимум 200 метров.

Если суммарная протяжённость участка дороги меньше этих величин, то значение атрибута не изменяется.

В пределах населённых пунктов дополнительные участки дорог для выставления атрибута не создаются (участки дорог не разрезаются).

Примеры:

  1. Дорога из бетонных плит в плохом состоянии:

  2. Дорога из бетонных плит в плохом состоянии:

  3. Асфальтированная дорога в плохом состоянии:

  4. Асфальтированная дорога в плохом состоянии:

  5. Дорога без твёрдого покрытия в плохом состоянии:

  6. Дорога без твёрдого покрытия в плохом состоянии: