Народна карта
Правила картирования

3.2. Правила атрибутирования участков дорог

Панель атрибутирования участка дороги выглядит так:

Приёмы атрибутирования участков дорог аналогичны приёмам атрибутирования всех объектов Народной карты.

При атрибутировании дорог следует обращать внимание на атрибутирование связанных с перекрёстками условий дорожного движения.

При атрибутировании участков дорог требуется выполнять правила, специфичные для них. Ниже перечислены атрибуты объекта Участок дороги и приведены правила задания значений каждого из них:

Внимание! 

Атрибутируя участок дороги, а также дорогу в целом (см. раздел 3.3. Правила атрибутирования дорог), следует контролировать непротиворечивость задаваемых значений.

Например, если для участка дороги задан тип сооружения «Тоннель», то атрибуты «Уровень А» и «Уровень Б» должны иметь отрицательные значения.

3.2.1. Класс

Все дороги на Народной карте классифицированы по их значимости в транспортной системе. Каждому участку дороги присваивается определённое значение характеристики Класс.

Класс дороги определяется, в первую очередь, типами и размерами населённых пунктов и иных значимых объектов, которые она соединяет, а также ролью, которую она играет в формировании связности дорожной сети.

В меньшей степени на класс дороги могут повлиять её физические характеристики. Наличие у трассы идентификационного номера не влияет на её значимость.

Так, узкая дорога с одной проезжей частью, связывающая два города, имеет более высокий класс, чем дорога с двумя проезжими частями и физическим разделителем, связывающая районы внутри города.

Задавая класс дороги, следует руководствоваться приведёнными ниже определениями дорог каждого класса, а также правилами:

  • При выборе класса дороги должна сохраняться связность дорожной сети: дороги каждого класса должны вместе с дорогами более высоких классов образовывать единую (связную) сеть. См. п. 3.1.1.1.

    В частности, в соответствии с этим пунктом не следует понижать класс дороги при прохождении её через населённые пункты (в отсутствие объездной дороги).

    Кроме того, дорога определённого класса не может быть связана с остальной дорожной сетью дорогами только более низкого класса. Такая связь должна обеспечиваться дорогами либо того же, либо более высокого класса. Исключения допускаются только для мест, физически отрезанных от основной дорожной сети.

  • Среди равнозначных дорог следует выделять основные и наиболее предпочтительные для транзитного движения. Им присваивается более высокий класс. В частности, это необходимо, чтобы не перегружать центры городов множеством дорог одного класса.

  • На перекрёстках и развязках соединительные дороги и съезды, соединяющие дороги разных классов, получают класс, низший из классов соединяемых дорог, даже в том случае, когда съезд может служить дублёром основной магистрали:

    • При выезде с магистрали высокого класса на магистраль низкого класса соединительной дороге или съезду задаётся функциональный класс магистрали низшего класса начиная с точки ответвления (с начала поворота или съезда).
    • При въезде с магистрали низкого класса на магистраль высокого класса соединительной дороге или съезду задаётся функциональный класс магистрали низшего класса до точки примыкания (до конца поворота или съезда):
    • При этом на развязках дорог трёх и более классов может возникнуть ситуация, в которой съезды, которые по формальному признаку должны быть отнесены к одному классу, фактически принадлежат другому классу, и при картировании они должны быть отнесены именно к этому классу.
    • Например, на рисунке изображена развязка дороги 1 (класс 2), дороги 2 (класс 5) и дороги 3 (класс 6).
    • Съезды 4, 5, 6 и 7 соединяют дороги 1 и 2, поэтому и по формальному признаку, и по фактическому положению в дорожной сети они отнесены к низшему классу из классов соединяемых дорог — к классу 5.
    • В то же время съезды 8 и 9 фактически соединяют дорогу 1 с дорогой 3, поэтому они отнесены к классу 6:

  • На круговом движении сам круг имеет тот же класс, что и дорога с наивысшим классом, которая в него входит.

  • На дорогах, отрисованных в два ребра, перемычки для разворота должны иметь тот же класс, что и сама дорога:

    Если перемычка является продолжением примыкающей дороги (например, на Т-образном перекрёстке) и не является разворотом (см. п. 3.2.7.6), то она получает класс примыкающей дороги (см. также пп. 3.1.5.3.6 и 3.1.5.3.7):

    Если перемычка является продолжением примыкающей дороги класса 8 или 9, то её класс поднимается до 7-го:

    Если перемычка является продолжением примыкающих дорог разных классов, то её класс задается как более высокий из классов примыкающих дорог:

Примечание. 

Кроме класса участка дороги, дороги характеризуются типом дороги, который задаётся в панели редактирования дороги, см. раздел 3.3.2. Тип дороги.

Класс дороги выбирается из списка (на рисунке показан не полностью):

При наведении указателя на строку списка в правой части строки становится доступен значок . При наведении указателя на этот значок отображается подсказка — краткое определение дорог выделенного класса.

Задавая класс участка дороги, требуется выполнять правила выбора значения атрибута для конкретных дорог:

3.2.1.1. Автострады (класс 1)

Дороги, имеющие официальный статус «Автомагистраль», «Скоростная дорога» и городские магистрали скоростного движения.

К этому классу относятся все автодороги технической категории «Автомагистраль», скоростные автодороги категории и некоторые городские магистрали скоростного движения (определения и примеры см. ниже), где может разрешаться повышение скорости для отдельных видов транспортных средств до 130 км/ч или 110 км/ч, в зависимости от состояния дороги и наличия соответствующих обозначений на местности.

Примеры и определения:

Автомагистрали (автострады) — автодороги, не предназначенные для обслуживания прилегающих территорий. Имеют следующие характеристики:

  • особо прочное основание;
  • многополосную проезжую часть на всём протяжении;
  • газон или барьер, разделяющий встречные потоки движения;
  • доступ на дорогу возможен только через пересечения на разных уровнях, не чаще чем через 5 км;
  • не имеет пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными дорожками и пешеходными переходами;
  • на проезжей части запрещены остановка и стоянка транспорта;
  • оборудованы местами отдыха и площадками для стоянки;
  • обозначены на местности соответствующими дорожными знаками (5.1 и 5.2);

  • легковым и грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т разрешается движение со скоростью не более 110 км/ч, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение; разрешённая скорость не должна превышать 130 км/ч.

Примеры: М-9 (Новорижское шоссе) от МКАД до Волоколамска, М-4 от МКАД до границы Московской области, Южный обход Нижнего Новгорода от М-7 до Р-158.

Скоростные автодороги имеют следующие характеристики:

  • особо прочное основание;

  • многополосная проезжая часть на всём протяжении;
  • газон или барьер, разделяющий встречные потоки движения;
  • не имеет пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными дорожками и пешеходными переходами;
  • доступ на дорогу возможен через пересечения на разных уровнях и примыканиях в одном уровне (без пересечения потоков движения), не чаще чем через 3 км;
  • на проезжей части запрещены остановка и стоянка транспорта;
  • оборудованы местами отдыха и площадками для стоянки;
  • обозначены на местности соответствующими дорожными знаками (5.3 и 5.4)
  • легковым и грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т разрешается движение со скоростью не более 90 км/ч, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение; разрешённая скорость не должна превышать 110 км/ч.

Примеры: Северный обход Одинцова, обход Лобанова (Пермский край), КАД Санкт-Петербурга, 32К-593 Кемерово — Ленинск-Кузнецкий (средний участок)

Городские магистрали скоростного движения — автодороги в крупнейших и крупных городах, по которым осуществляется скоростная связь между жилыми, промышленными районами и внешними магистральными дорогами.

Имеют пересечения с другими магистральными улицами на разных уровнях и разрешённую скорость движения более 90 км/ч.

Примеры: МКАД, северо-западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга.

Примечание. 

В ряде стран автострады могут не включаться в связную дорожную сеть данного класса, а представлять собой отдельные участки дорог, например подъезды к аэропортам (как Бориспольское шоссе в Киеве).

3.2.1.2. Дороги государственного значения (класс 2)

Автодороги государственного и межгосударственного значения, образующие основной каркас дорожной сети в стране и связывающие страну с другими государствами. Как правило, сеть этих дорог связывает между собой административные центры административных единиц второго уровня (в РФ — субъектов федерации, областей, краёв, автономных областей, республик в составе государства, городов федерального и республиканского значения, федеральных округов).

К этому классу относят дороги, входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей.

Дороги 1-го и 2-го классов дополняют друг друга и должны образовывать связную сеть.

Примечание. 

В России большинство автотрасс этого класса имеет индексы М, А, Е или АН (реже — автотрассы с индексом Р).

Например, ко второму классу относят федеральные магистральные дороги М-1... М-11, М-18, М-20, М-29, М-51... М-60, а также трассы Вятка и Амур.

3.2.1.3. Межрегиональные дороги (класс 3)

Дороги регионального и межрегионального значения, связывающие крупные города с дорожной сетью 1-2 классов, а также дороги, связывающие между собой соседние административные единицы второго уровня (В РФ — субъекты федерации, области, края, автономные области, республики в составе государства, города федерального и республиканского значения, федеральные округа).

В крупнейших (свыше 2 млн. чел.) и крупных (свыше 800 тыс. чел.) городах к этому же классу относят важнейшие вылетные магистрали.

В обширных и малонаселённых регионах к этому классу относят внутренние дороги длиной свыше 150 км.

3.2.1.4. Региональные дороги (класс 4)

Основные дороги внутрирегионального значения. Главные дороги, связывающие центры административных единиц третьего уровня (районов областей, краев, республик, автономных округов; муниципальных районов России, городских акиматов Казахстана, а также областных районов прочих стран) и самые крупные населённые пункты с региональным центром, дорогами классов 1—3 или с соседними районами, если такая дорога не получила более высокий класс.

В обширных и малонаселённых регионах этот класс используется для дорог с твёрдым покрытием длиной свыше 50 км, соединяющих между собой (и с дорогами высших классов) 5—10 сельских населённых пунктов или ведущих к посёлкам городского типа с населением свыше 5000 человек.

В городах этот класс имеют вылетные трассы внутрирегиональных направлений и магистральные улицы (кроме отнесённых к более высоким классам). В небольших городах это основной транзитный проезд по городу при отсутствии дорог высших классов. Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до центральной площади, автостанции или одного из центральных перекрёстков.

Вне населённых пунктов дороги этого типа могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам государственного значения.

Примечание. 

Существуют (например, в Сибири и на севере РФ) города и райцентры, к которым ведут дороги, не имеющие твёрдого покрытия; такие дороги относить к классу 4 не следует.

3.2.1.5. Дороги районного значения (класс 5)

Основные дороги районного значения.

За пределами городов к этому классу относятся дороги с твёрдым покрытием, проходящие через несколько небольших населённых пунктов (или ведущие к одному крупному населённому пункту) и соединяющие их с дорогами классов 1—4.

Подробнее:

Тип территорииДороги класса 5

Густонаселённые территории с преобладанием крупных (более 3000 жителей) и больших (1000—3000 жителей) населённых пунктов

Подъезд с твёрдым покрытием, ведущий:

  1. Более чем к двум крупным или большим населённым пунктам (протяжённостью более 10 км)
  2. К одному крупному населённому пункту (протяжённостью более 5 км)
  3. К пяти и более средним и малым населённым пунктам (протяжённостью более 15 км)

Густонаселённые территории с преобладанием средних (100—1000 жителей) и малых (менее 100 жителей) населённых пунктов

Подъезд, ведущий:

  1. Не менее чем к двум-четырём средним сельским населённым пунктам (с наличием твёрдого покрытия на протяжении более 10 км)

  2. К крупному или большому населённому пункту (с твёрдым покрытием, протяжённостью не менее 5 км)

  3. К пяти и более малым населённым пунктам (с твёрдым покрытием, протяжённостью более 15 км)

Средненаселённые территории с преобладанием средних (100—1000 жителей) и малых (менее 100 жителей) населённых пунктов

Подъезд, ведущий:

  1. Не менее чем к трём-четырём средним и малым сельским населённым пунктам (с наличием твёрдого покрытия на протяжении более 10 км)

  2. К крупному или большому населённому пункту (с твёрдым покрытием, протяжённостью не менее 5 км)

Малонаселённые территории с преобладанием средних (100—1000 жителей) и малых (менее 100 жителей) населённых пунктов

Подъезд, ведущий:

  1. Не менее чем к двум-трём средним и малым сельским населённым пунктам (с наличием твёрдого покрытия на протяжении более 10 км)

  2. К крупному или большому населённому пункту (с твёрдым покрытием)

Также вне населённых пунктов дороги этого типа могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам регионального значения.

В городах к классу 5 относят крупные транзитные улицы, соединяющие соседние части города, а также вылетные магистральные улицы, продолжением которых за городом служат автодороги местного сообщения, ведущие к ряду населённых пунктов сельского типа.

В небольших городах и посёлках городского типа этим классом обозначается основной транзитный проезд по городу при объездной дороге, имеющей 1—4 класс.

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до центральной площади, автостанции или одного из центральных перекрёстков.

3.2.1.6. Дороги местного значения (класс 6)

Основные дороги местного значения.

Вне населённых пунктов к этому классу относят дороги с твёрдым покрытием, не вошедшие в классы 1—5, которые ведут к отдельно расположенным населённым пунктам, коттеджным посёлкам и СНТ (или группам небольших близко расположенных населённых пунктов), которые не соединяются с основной сетью дорог дорогами более высокого класса.

Подробнее:

Тип территорииДороги класса 6

Густонаселённые территории с преобладанием крупных (более 3000 жителей) и больших (1000—3000 жителей) населённых пунктов

Подъезд с твёрдым покрытием, ведущий:

  1. К двум-четырём большим и средним населённым пунктам (протяжённостью менее 10 км)
  2. К одному крупному или большому населённому пункту (протяжённостью менее 5 км)
  3. К пяти и более средним и малым населённым пунктам, а также к массивам дачных участков (протяжённостью менее 15 км)

Густонаселённые территории с преобладанием средних (100—1000 жителей) и малых (менее 100 жителей) населённых пунктов

Подъезд с твёрдым покрытием, ведущий:

  1. К двум-четырём средним населённым пунктам (протяжённостью менее 10 км)
  2. К одному крупному или большому населённому пункту (протяжённостью менее 5 км)
  3. К пяти и более малым населённым пунктам, а также к массивам дачных участков (протяжённостью менее 15 км)

Средненаселённые территории с преобладанием средних (100—1000 жителей) и малых (менее 100 жителей) населённых пунктов

Подъезд с твёрдым покрытием, ведущий:

  1. К двум-трём средним и малым населённым пунктам (протяжённостью менее 10 км)
  2. К одному крупному или большому населённому пункту (протяжённостью менее 5 км)
  3. К массивам дачных участков (протяжённостью более 5 км)

Малонаселённые территории с преобладанием средних (100—1000 жителей) и малых (менее 100 жителей) населённых пунктов

Подъезд, ведущий:

  1. К двум-трём средним и малым населённым пунктам (протяжённостью менее 10 км)
  2. К массивам дачных участков, месторождениям и промышленным объектам (с твёрдым покрытием, протяжённостью более 5 км)

В крупных массивах садовых и дачных участков, а также в зонах сплошной застройки сельского типа — это магистральные проезды.

Вне населённых пунктов дороги этого типа могут вести к массово посещаемым транспортным, социальным и культурным объектам районного значения.

В населённых пунктах к дорогам класса 6 относят основные улицы обособленных городских зон (районов, микрорайонов или входящих в состав города населённых пунктов), второстепенные транзитные улицы, связывающие соседние районы города (выезды из обособленных городских зон), а также улицы-дублёры шириной не менее трёх полос вдоль магистралей классов 1—4 (см. п. 3.2.7.5).

В небольших населённых пунктах этим классом обозначается основной транзитный проезд при объездной дороге, имеющей 1—5 класс.

Если дорога этого класса в населённом пункте заканчивается, то её нужно довести до одного из центральных перекрёстков.

Следует помнить, что физические характеристики дорог этого класса могут заметно различаться. Например, к классу 6 относится многополосный Богатырский проспект в Санкт-Петербурге:

и улица Татищева в Екатеринбурге:

3.2.1.7. Дороги минимальной значимости (класс 7)

Все дороги (улицы) местного значения, имеющие собственные названия, не вошедшие в классы 1—6, технически пригодные для движения автотранспорта (в том числе — с запрещённым движением или объявленные пешеходной зоной), а также безымянные проезды и перемычки между дорогами при наличии трафика, аналогичного соединяемым дорогам.

В СНТ с неименованными улицами к классу 7 относят только магистральные проезды в массивах садовых и дачных участков.

Как исключение, к классу 7 могут быть отнесены самые крупные проезды, используемые для въезда / выезда или транзита в многоэтажных кварталах большой площади (в том числе безымянные).

Пешеходный статус улиц этого класса (например, московского Арбата или нижегородской Большой Покровской улицы — значимых пешеходных улиц) учитывается при задании значения атрибута «Доступен для» (указанием доступности только для пешеходов).

К этому классу относят также центральные аллеи и дороги пешеходных зон (парков, памятников культуры, спортивных объектов и других рекреационных объектов), пригодные для проезда спецтехники, основные дороги на территории крупных кладбищ. Для таких дорог задаётся доступность для пешеходов и велосипедистов.

Вне городов к классу 7 относят асфальтированные подъезды к небольшим населённым пунктам и СНТ длиной не более 1—5 км, а также улучшенные грунтовые, просёлочные, лесные, полевые дороги (в т. ч. ведущие через броды) или автозимники, являющиеся единственным или наиболее предпочтительным подъездом к сельскому населённому пункту (или к его части) или СНТ.

До любого жилого (не вымершего) населённого пункта, должна идти хотя бы одна дорога не ниже этого класса.

За пределами населённых пунктов к классу 7 относят подъезды с твёрдым покрытием к транспортным и хозяйственным объектам, базам отдыха, детским оздоровительным лагерям, достопримечательностям, а также сети технологических дорог с твёрдым покрытием внутри обширных промысловых районов или промышленных территорий.

Кроме того, к этому классу относят все трассы крупных горнолыжных комплексов-курортов, расположенных за пределами застройки населённых пунктов (такие, например, как Буковель и Роза-Хутор), а также трассы крупных автодромов для соревнований (например, трассы Формулы-1).

К классу 7 относят также все строящиеся дороги и некоторые дороги-дублёры (см. п. 3.2.7.5).

3.2.1.8. Внутриквартальные проезды (класс 8)

Дороги, используемые только для подъезда к цели (адресу, достопримечательности), без транзитного движения:

  • 1) безымянные проулки и тупики в зонах индивидуальной застройки;
  • 2) внутридворовые и внутриквартальные проезды;
  • 3) дороги на закрытых территориях: в промзонах, на территориях организаций и учреждений, в том числе больниц, отелей, санаториев, домов отдыха и т. п.;
  • 4) съезды с автотрасс к АЗС и парковкам, проезды на территориях АЗС и по парковкам;
  • 5) отрезки второстепенных неименованных дорог в СНТ и коттеджных посёлках;
  • 6) внутренние проезды на территориях ГСК;
  • 7) трассы средних и малых автодромов, картодромов, мотодромов.
  • 8) дороги-дублёры дорог класса 7 (см. п. 3.2.7.5).

Этот класс характерен для населённых пунктов, а за их пределами встречается, как правило, только в случаях, указанных в пунктах 3 и 4.

Дороги класса 8 не имеют названий.

3.2.1.9. Полевые и лесные дороги (класс 9)

Лесные и полевые грунтовые дороги (не получившие класс выше).

К этому классу относятся, в большинстве случаев, малозначимые выезды из населённого пункта в сторону другого населённого пункта или вглубь ненаселённой местности.

Дороги этого класса в пределах населённых пунктов встречаются очень редко (только в зонах, где отсутствует плотная застройка, но которые административно относятся к территориям населённых пунктов).

Дороги этого класса не имеют названий и твёрдого покрытия.

3.2.1.10. Пешеходные и велодорожки (класс 10)

Дороги, по которым проезд на автомобиле технически невозможен или ограничен правилами ПДД.

Это тротуары, пешеходные дороги в парках и на кладбищах, внутриквартальные пешеходные дороги, пешеходные переходы через железнодорожные пути и автомобильные дороги, пешеходные лестницы, пешеходные мосты и тоннели, а также улицы с названием, проезд по которым физически невозможен (представляющие собой узкие асфальтированные или мощёные дорожки).

Кроме того, к этому классу относят беговые дорожки на стадионах и спорткомплексах, оборудованные лыжные трассы на лыжных и биатлонных стадионах, а также все горнолыжные трассы в пределах застройки населённых пунктов.

Пешеходные переходы атрибутируются, кроме того, значением «Пешеходные переходы» атрибута Конструктивные особенности.

Значимые пешеходные улицы (например, улицу Арбат в Москве) относят к классу 7, а не 10 (см. п. 3.2.1.7).

Примечание. 

См. также Раскраска дорог по классам.

3.2.2. Улица

В поле указывается название той улицы (дороги), в состав которой входит нарисованный участок. Название задаёт принадлежность участка дороги к определённой улице.

Внимание! 

Для дорог классов 8—9 поле не заполняется.

При вводе в поле символов, составляющих название дороги, автоматически предлагается выбор названия из списка дорог, уже нарисованных на карте и имеющих в названии вводимые в поле символы:

При заполнении поля следует учитывать также, что нередки частичные совпадения улиц, и конкретный участок дороги может входить одновременно в состав нескольких улиц с разными названиями. Например, Беговая улица в Москве является частью Третьего транспортного кольца.

В подобных случаях, после того как первое значение задано, можно добавить нужное количество значений атрибута:

При заполнении поля:

  • Если улица на карте уже есть, то её название выбирается из списка предлагаемых.

  • Если улицы на карте пока нет, то поле заполняется вручную: задаётся название новой улицы — тем самым она создаётся на карте. При задании названия дороги требуется выполнять Правила именования дорог.

После того как объект сохранён, название дороги отображается в панели атрибутирования как ссылка:

Переход по этой ссылке открывает панель просмотра и редактирования атрибутов дороги, в том числе её состава (подробнее см. в разделе 3.3. Правила атрибутирования дорог
[no-highlight[

Дорога на Народной карте представляет собой составной линейный объект, не нарисованный на карте, а собранный из одного или более участков дороги, каждый из которых рисуется и атрибутируется отдельно (подробнее см. раздел 3.2. Правила атрибутирования участков дорог).

Подробнее 3.3. Правила атрибутирования дорог

]no-highlight]
).

Про задание атрибута «Входит в» см. также п. 3.3.3.3.9, а для участков дорог на перекрёстках — пункт 3.1.5.3.5.

3.2.3. Доступен для

В поле «Доступен для» задается доступность участка дороги для транспортных средств и пешеходов. Значение атрибута определяется возможностью проезда по участку дороги на различных видах транспортных средств или прохода по нему пешком. Транспортная доступность определяется при этом не физической возможностью проехать по дороге, а ПДД и дорожными знаками.

Возможные значения атрибута собираются из комбинации значений доступности участка дороги для движения легковых автомобилей, грузовиков, общественного транспорта, велосипедистов и пешеходов.

Значение атрибута задаётся нажатием левой кнопкой мыши на нужной кнопке (последовательные нажатия включают/выключают признак доступности участка дороги для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, грузовиков, легковых автомобилей). Включение/выключение признака маркируется отображением пиктограммы: при выключении признака доступности кнопка становится белой, а пиктограмма «перечёркнутой»:

При задании значения атрибута:

3.2.3.1

Для переходов и тротуаров включается только значение «Пешеход».

3.2.3.2

Для автомобильных дорог:

3.2.3.2.1

Значение «Пешеход» необходимо включать, если вдоль участка автомобильной дороги тротуар отсутствует, но пешеходы могут двигаться по обочине.

3.2.3.2.2

Для автомобильных дорог значение «Пешеход» необходимо выключать в следующих случаях:

  • Если автомобильная дорога имеет класс 1 (Автострады).

  • Если автомобильная дорога имеет класс 2—7 и для движения пешехода по участку дороги нет физической возможности: у участка дороги нет ни тротуаров, ни обочины (норма применяется в зонах застройки).
  • Если вдоль участка дороги с одной стороны нарисован тротуар, а с другой стороны нет ни тротуара, ни обочины, доступной для движения пешеходов (см. п. 3.1.6.3. Тротуары).

  • Если вдоль участка дороги с обеих сторон нарисованы тротуары (см. п. 3.1.6.3. Тротуары).

    Примечание. 

    Доступность для пешеходов у дорог класса 8 не выключается, даже если вдоль этой дороги нарисован тротуар.

  • Если дорога, вдоль которой тротуары не нарисованы (на рисунке — голубая), пересекает дорогу (коричневую), вдоль которой нарисован тротуар (жёлтый пунктир), то значение «Пешеход» выключается на участке первой дороги между второй дорогой и тротуаром (помечен красной стрелкой):

  • Для разворотов и перемычек дорог, нарисованных в два ребра, значение «Пешеход» выключается:

3.2.3.3

Значение «Велосипед» выставляется у тех участков дорог, где велосипедист имеет право ехать согласно ПДД.

Внимание! 

Правила задания доступности участков дорог для велосипедистов могут различаться в разных странах (в соответствии с местными ПДД).

3.2.3.3.1
Для выделенных велодорожек (см. п. 3.1.6.5. Велосипедные дороги) выставляется только это значение атрибута.
3.2.3.3.2
Значение выставляется для тех участков автомобильных дорог, где велосипедист имеет право ехать (по выделенной полосе для велосипедистов, по правому краю проезжей части или по обочине).
3.2.3.3.3
Значение выставляется для участков пешеходных дорог, где велосипедист имеет право ехать: на всех участках, кроме тех тротуаров вдоль проезжих частей дорог, где тротуар нарисован отдельным участком дороги.
3.2.3.3.4
Для пешеходных переходов и лестниц значение атрибута не выставляется.
3.2.3.4

Значение «Общественный транспорт» включается для всех дорог, кроме пешеходных и указанных в п. 3.2.3.6.

3.2.3.5
При задании значений атрибута для участков дорог с дорожными знаками «Движение запрещено», «Въезд запрещён» следует учитывать п. 3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах.
3.2.3.6

Для горнолыжных трасс, беговых дорожек и других подобных объектов необходимо включить значение «Пешеход» (и только его).

Для трасс автодромов, мотодромов и других подобных объектов необходимо включить значение «Легковой автомобиль» (и только его).

3.2.4. Направление движения

В поле «Направление движения» нажатием нужной кнопки задаётся разрешённое направление движения по участку дороги (с учетом направления отрисовки участка дороги — от начальной точки А до конечной точки Б):

  • А ↔ Б — разрешено движение в обе стороны (из А в Б и из Б в А);

  • А → Б — разрешено движение по направлению рисования (из А в Б);

  • А ← Б — разрешено движение против направления рисования (из Б в А).

Пешеходным переходам и дорожкам задаётся значение «Разрешено движение в обе стороны».

Указание одностороннего движения на пешеходных дорожках допускается в следующих случаях:

  • спортивные трассы, на которых организовано одностороннее движение на постоянной круглогодичной основе (например, лыжные трассы, велосипедные дорожки);

  • входы и выходы на территории массово посещаемых культурных, социальных и транспортных объектов, где посетители входят на территорию и покидают её через разные пропускные пункты (например, так организован вход и выход на территорию Московского Кремля).

3.2.5. Уровень (А) и Уровень (Б)

Нажатием кнопок в полях Уровень А и Уровень Б для узлов начала (А) и конца (Б) участка дороги задаётся значение уровня узла:

Допустимые значения уровней:

  • 0 (уровень земли) — если пересечение участков дорог происходит на одном уровне, уровне земли. Например, на перекрёстках или на железнодорожных переездах.
  • 1, 2, 3 — уровни выше уровня земли. Например, на пересечениях автомобильной дороги, проходящей по мосту или эстакаде, с железной или автомобильной дорогой, проходящими на уровне земли.
  • -1, -2, -3 — уровни ниже уровня земли. Например, на пересечениях дороги, проходящей в тоннеле, с дорогой, проходящей на уровне земли.

Задавая значения атрибутов, следует обратить внимание на следующее: значения «Уровня А» и «Уровня Б» должны быть заполнены для каждого участка дороги. Если общая точка пересечения является точкой физического пересечения участков дорог (то есть дороги пересекаются на одном уровне), то эти участки дорог должны иметь одинаковые значения уровня в этой точке. Если общая точка пересечения не является точкой физического пересечения участков дорог (то есть дороги пересекаются в плане, но расположены на разной высоте), то эти участки дорог должны иметь разные значения уровней в этой точке.

Дорога, состоящая из нескольких участков дорог, должна быть логически связана правильно расставленными значениями «Уровня А» и «Уровня Б» для всех участков дорог, входящих в её состав (см. Примеры простановки уровней).

Для большинства участков дорог значения «Уровня А» и «Уровня Б» равны нулю.

3.2.5.1

Изменения значений уровней производится только при прохождении дорог (в том числе пешеходных) по мостам и тоннелям, в исключительном случае — по подземным парковкам (см. п. 3.1.1.6.1).

Если дорога следует рельефу местности и, например, поднимается по склону или спускается в долину, то значения уровней не изменяются.

3.2.5.2

Участок дороги не может иметь значения Уровень А и Уровень Б, различающиеся больше, чем на единицу. Если разница значений составляет 2 и более, то это означает ошибку в выделении участка дороги: он должен быть разделён на два (или более) участка.

3.2.5.3

Спуски и подъёмы подземных и надземных пешеходных переходов выделяются уровнями аналогично тому, как это делается для участков дорог других типов.

3.2.5.4

Участки дороги, атрибутированные типом сооружения «Мост», не могут иметь значения уровней начальной и конечной точек меньше «+1», даже если видимые перепады уровней отсутствуют (например, если мост проложен через небольшую реку):

3.2.5.5

Подъездные участки мостов, имеющие значения уровней А и Б [0—1] или [1—0], не должны иметь длину больше, чем длина самого моста.

Если на расстоянии, сопоставимом с длиной моста, у дороги нет ни одного пересечения с другими дорогами, то на дороге необходимо создать дополнительный узел для снижения уровня.

Например, на рисунке слева подъездной участок А1—Б1 имеет длину, заметно превышающую длину самого моста (А0—Б0). Поэтому на этом участке следует создать дополнительный узел и разделить участок (на участки А1—Б1 и  А2—Б2) таким образом, чтобы длина подъездного пути (А1—Б1) имела длину, сопоставимую с длиной моста (на правом рисунке):

3.2.5.6. Примеры простановки уровней

На рисунках ниже приведены примеры простановки уровней в простых случаях:

а) На пересечении автомобильной дороги, проходящей по мосту, с рекой:

б) На пересечении автомобильной дороги, проходящей по мосту, с другой автомобильной дорогой:

в) На пересечении автомобильной дороги, проходящей в тоннеле, с другой автомобильной дорогой:

г) Примеры простановки уровней на развязках приведены в разделе Примеры простановки уровней участков дорог на развязках.

Внимание! 

Задавая значения уровней, следует помнить о необходимости выполнения требования связности дорожного графа (см. пункт Связность): значение атрибутов «Уровень А» и «Уровень Б» должны меняться не только у участков дорог в тоннеле или на мосту, но и у соседних с ними участков. В противном случае дорожный граф потеряет связность.

Правильная простановка уровней очень важна: при логических разрывах дорожного графа, связанных с неверным заданием уровней, невозможно построить маршрут, проходящий через участок разрыва.

3.2.6. Тип сооружения

Атрибут «Тип сооружения» характеризует не собственно дорожное сооружение (они картируются как объекты категории 7. Территории), а участок дороги (в том числе — пешеходной), проходящий по такому сооружению (мосту, тоннелю и др.):

К участкам дорог, проходящим по мостам, на Народной карте относят участки дорог, расположенные на мостах через реки или любые другие физические препятствия (на виадуках) или через дорогу (путепровод).

Дорогам, которые проходят по съездам (см. конструктивная особенность), тип сооружения «Мост» не присваивается (но уровни дорог на съездах указываются на общих основаниях, см. 3.2.5. Уровень (А) и Уровень (Б)).

Участкам паромных переправ задавать значение Да атрибута «Платная дорога» не следует.

При выборе типа «тоннель» нужно обращать внимание на характерные признаки тоннеля, которые позволяют также сделать выбор в ситуациях «мост над дорогой или тоннель под дорогой»:

  1. Дорожное полотно:

    • либо пробито сквозь природные или искусственные возвышения в земле: горные образования или дорожные насыпи,
    • либо (в зоне застройки и / или на дорожных развязках) уровень дороги постепенно понижается относительно уровня земли до въездного портала в тоннель.

  2. Наличие въездных / выездных порталов; именно они считаются границами тоннеля и участка дороги с атрибутом «тоннель».

При задании значения атрибута:

3.2.6.1

Часть дороги, проходящая по сооружению, выделяется как отдельный участок дороги независимо от того, в одно или два ребра отрисована дорога.

Начальный и конечный узлы таких участков задаются в точках въезда и выезда сооружения: в местах отрыва моста от поверхности земли (насыпи в состав моста не включаются) и в порталах тоннеля.

3.2.6.2

Надземные и подземные пешеходные переходы помечаются значениями «Мост» или «Тоннель» атрибута.

3.2.6.3

Участки дорог, проходящие под арками в домах, значениями атрибута не помечаются (значение атрибута — «Нет»).

3.2.6.4

Значение «Лестница» присваивается атрибуту в перечисленных ниже ситуациях.

3.2.6.4.1

У улиц-лестниц. Например, часть улицы «Ланжероновский спуск» в Одессе:

В этом случае задаётся класс дороги «Улица минимальной значимости». Как правило, несмотря на перепад высот, уровни А и Б участка дороги в подобных случаях равны нулю:

К таким дорогам возможна привязка адресных точек.

3.2.6.4.2

У пешеходных лестниц, ведущих к мостам (там, где подъём для пешеходов отличается от заезда для автомобилей), лестниц, проходящих по склонам (в овраг или на холм), эскалаторов, спусков и подъёмов подземных и надземных переходов. Например, лестница, ведущая на Патриарший мост в Москве:

В этом случае задается класс дороги «Пешеходные и велодорожки», конструктивные особенности участка дороги «Пешеходный переход». В таких случаях уровни А и Б участков дороги (концов лестницы) часто не равны нулю:

3.2.6.4.3

У лестниц подземных и надземных переходов.

3.2.6.5

Значение «брод» присваивается атрибуту на участках дорог, представляющих собой неглубокое место в реке или ручье, по которому их можно пересечь пешком или на автомобилях. Класс участка дороги задаётся таким же, как и у прилегающих участков дорог, доступность отключается для всех видов транспортных средств:

3.2.7. Конструктивные особенности

Значение атрибута выбирается из раскрывающегося списка:

Доступные значения атрибута:

3.2.7.1. Отсутствуют

Участки дорог, не имеющие перечисленных ниже конструктивных особенностей: одну проезжую часть и т. д. Значение по умолчанию.

3.2.7.2. Две проезжие части
Участки дорог, которые по правилам рисуются в два ребра, см. раздел 3.1.2. Правила рисования дорог в одно / два ребра (одной или двумя линиями).
3.2.7.3. Круговое движение

Участки дорог, объединённые в круговое движение (кольцо), что должно подтверждаться наличием дорожного знака «Круговое движение»:

3.2.7.4. Съезд

Съезды и участки (боковые съезды, развилки, разгружающие транспортные потоки при подъезде к одноуровневому перекрёстку), обеспечивающие связь между дорогами:

3.2.7.5. Дублёр

Участок дороги-дублёра: дороги, имеющие официальный статус и название «Дублёр». Обычно это дороги длиной более нескольких кварталов, параллельные основной дороге и предназначенные для уменьшения транспортного потока на основной магистрали:

Дороги-дублёры имеют класс ниже основной дороги:

  • дороги-дублёры магистралей классов 1—4 шириной не менее трёх полос: класс 6;

  • дороги-дублёры дорог классов 1—6 шириной 2 полосы и менее: класс 7;

  • дороги-дублёры дорог класса 7: класс 8 (как у внутриквартальных проездов).

3.2.7.6. Разворот

Участок дороги, предназначенный только для разворота, на дорогах, имеющих две проезжие части и отрисованных в два ребра. Двусторонние развороты могут рисоваться в одно или два ребра (см. раздел 3.1.4. Правила рисования разворотов при двухрёберной отрисовке).

Для разворотов значение доступности для пешеходов не включается.

3.2.7.7. Пешеходный переход

Участок дороги, предназначенный только для пересечения других автомобильных дорог пешеходами: подземные, наземные и надземные переходы, включая спуски и подъёмы.

Этим участкам присваивается значение класса 10. Пешеходные дорожки.

Картируя подземные и надземные переходы, следует помнить, что они рисуются на карте не только участками дорог, но и объектами типа Дорожное сооружение.

3.2.8. Скоростное ограничение

Атрибут задаёт максимальную разрешённую скорость движения на данном участке (в км/ч).

Типичные значения скоростного ограничения можно ввести, нажав на нужное значение ниже поля (5, ..., 90). Если нужного значения среди ссылок нет, его можно ввести с помощью клавиатуры.

Если скоростное ограничение распространяется только на ночное время, оно не задаётся.

Внимание! 

Значения скоростных ограничений должны быть кратны 5. При попытке ввести неверное значение откроется предупреждение об ошибке. Чтобы сохранить участок дороги, ошибку необходимо исправить:

При создании нового участка дороги значение атрибута задаётся автоматически, и если на участке дороги действует другое скоростное ограничение, то заданное значение следует поправить.

Значения атрибута, задаваемые по умолчанию, приведены в таблице (НП — населённый пункт, Класс — атрибут 3.2.1. Класс).

Примечание. 

Если участок дороги частично входит в границы населённого пункта, а частично — выходит за пределы его территории, то этому участку будет присвоено меньшее из значений разрешённой скорости.

Страна

Класс 1

Классы 2-7

(НП)

Классы 2-7

(вне НП)

Класс 8

Россия110609020
Украина130609020
Беларусь110609020
Казахстан1406010020
Абхазия110609020
Грузия110609020
Южная Осетия110609020
Азербайджан110609020
Молдова509020
Туркменистан110609020
Таджикистан110609020
Узбекистан7010030
Киргизия110609010
Армения110609020
Латвия509020
Эстония509020

Примечание. 

См. также Раскраска дорог по скоростям.

3.2.8.1

Атрибут может задаваться на любом участке дороги (кроме пешеходных или велосипедных), на котором установлено ограничение скорости либо в соответствии с ПДД (ограничения скорости движения по населённым пунктам, за пределами населённых пунктов, по автомагистралям), либо соответствующими запрещающими знаками.

3.2.8.2

В случае ограничения скорости временными знаками (ремонт, объезд и т. п.) нужно задавать значение атрибута, руководствуясь постоянными знаками и / или ПДД.

3.2.8.3

Если для участка дороги установлены разные значения максимальной разрешённой скорости в разное время суток, то атрибуту задается наименьшее из этих значений.

3.2.8.4

Если для участка однорёберной дороги установлены разные значения максимальной разрешённой скорости в разных направлениях движения, то атрибуту задается наименьшее из этих значений (см. также п. 3.2.8.5).

3.2.8.5

Скоростное ограничение у искусственной дорожной неровности («лежачего полицейского», ЛП) задаётся:

  1. При наличии знака отмены ограничения скорости — от ЛП до знака отмены:

  2. При отсутствии знака отмены ограничения скорости, но при наличии знака зоны действия ограничения (8.2.2 — 8.2.6, метры со стрелками) — в соответствии с заданной длиной зоны действия ограничения.

  3. При отсутствии и знака отмены ограничения скорости, и знака зоны действия ограничения — типовые случаи:

    • ЛП установлен перед перекрёстком: задаём Скоростное ограничение от знака ограничения скорости до перекрёстка.

    • Один ЛП установлен перед пешеходным переходом в середине квартала: задаём Скоростное ограничение от знака ограничения скорости до пешеходного перехода. Например:

    • Два или более ЛП установлены в середине квартала: задаём Скоростное ограничение в зависимости от расстановки знаков ограничения скорости.

      Например, 20 км/ч между ЛП и 40 км/ч до начала действия знака «20 км/ч»:

    • Один ЛП установлен в середине квартала между перекрёстками, и знак ограничения скорости установлен прямо на ЛП: задаём Скоростное ограничение на небольшом участке дороги (примерно 20—30 метров) рядом с ЛП (до или после него — не важно):

3.2.9. Твёрдое покрытие

Переключатель «Твёрдое покрытие» задаёт наличие твёрдого покрытия дорожного полотна участка дороги: асфальта, бетона или брусчатки (как, например, на улице Баррикадная в Москве).

Для дорог с покрытием проставляется значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков дорог — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

3.2.10. Встречная полоса общественного транспорта

Переключатель «Встречная полоса общественного транспорта» задаёт наличие выделенной полосы для движения общественного транспорта в обратном направлении (на дорогах с односторонним движением).

Участкам дорог, входящим в состав таких дорог, присваивается значение «Да» атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков — значение «Нет» (флажок переключателя не установлен).

Значение «Да» признака может быть задано только для участков дорог с односторонним движением (см. п. 3.2.4. Направление движения) и не имеющим разделительной полосы.

3.2.11. В стадии строительства

Переключатель «В стадии строительства» позволяет показать, что участок дороги находится в состоянии строительства. При задании значения «Да» для этого атрибута следует также указать, что участок дороги не пригоден для проезда: задать значение «Недоступен» для всех видов транспорта (см. описание атрибута 3.2.3. Доступен для).

Признак «В стадии строительства» задаётся, только если строительство или ремонт дороги (с перекрытием движения) длится более трёх месяцев. Информацию о кратковременных перекрытиях движения по дороге просьба указывать в жалобе по объекту.

Рисовать на карте дорогу «в стадии строительства» можно с момента начала её строительства — с устройства земляного полотна.

При рисовании строящихся дорог следует выполнять правило связности дорожной сети.

На карте строящиеся дороги отображаются пунктиром:

Все строящиеся дороги относят к классу 7.

Правила именования строящихся дорог аналогичны правилам именования всех дорог (см. раздел 3.3.3.1. Правила формирования названий дорог).

3.2.12. Платная (признак платного проезда)

Переключатель «Платная» задаёт платность проезда по участку дороги.

Внимание! 

Для трасс, которые полностью или частично являются платными, должен быть создан дополнительный объект дорога с типом трасса с названием. Все платные участки одной трассы включаются в один такой объект, даже если на трассе между этими участками есть разрывы (бесплатные участки). Название задается в формате М-4 (платная) — номер + указание (в скобках) «платная».

Для платных участков дорог проставляется значение Да атрибута (флажок переключателя установлен). Для всех остальных участков дорог — значение Нет (флажок переключателя не установлен).

Задавать значение Да атрибута следует для участков дорог начиная со съездов с бесплатной дороги на платную:

Задавать значение Да атрибута следует всем участкам платной дороги.

Ориентироваться при этом следует на наличие:

  • пунктов оплаты проезда (которые могут располагаться не обязательно на въезде или выезде, но и на удалении от них):

  • указателей:

Задавать значение Да атрибута не следует:

  • участкам дорог, которые служат для въезда на платные парковки (например, в аэропортах);

  • участкам паромных переправ.