В Донецке умер знаменитый советский педагог-новатор Виктор Шаталов

В Донецке умер знаменитый советский педагог-новатор Виктор Шаталов

В ночь на 20 ноября в Донецке ушел из жизни знаменитый советский педагог, автор уникальных методик обучения Виктор Федорович Шаталов. Он скончался на 94 году жизни.

О смерти педагога сообщил в сети донецкий писатель Владислав Русланов.

"Этой ночью на 94-м году жизни ушел из жизни Виктор Федорович Шаталов - советский, российский и украинский педагог-новатор", - написал Владислав Русланов.

В Донецке умер Виктор Шаталов

Виктор Шаталов родился в Сталино (Донецк) в 1927 году. После окончания Великой отечественной войны начал работать в школе преподавателем математики. Долгое время преподавал в СШ №5, что в Ворошиловском районе Донецка.

Система Шаталова - школьный курс за 7 лет

Всесоюзная известность пришла к Шаталову после того, как 3 ноября 1971 года в газете "Комсомольская правда" появилась статья Симона Соловейчика "Метод Шаталова". Донецкий учитель предложил методику, которая в корне меняла систему отношений "учитель - ученик".

Благодаря авторской системе Шаталова учителям можно было научить всех детей независимо от их природных способностей таким предметам как физика, математика, химия и астрономия. Причем научить быстро и успешно. То есть система Шаталова готовила учителей-универсалов, компетентных во многих науках. Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м, а некоторые даже и 7-м или 8-м классе. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников.

Виктор Фёдорович Шаталов. Фото: РИА Новости (Александр Лыскин)

Оригинальная система интенсивного обучения, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает около 200 моментов, самые важные из которых следующие:

  • авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,
  • принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,
  • принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

5 школьных правил педагога-новатора

Часто дети на уроках стеснялись отвечать у доски, боясь сделать ошибку и получить двойку, которую потом не исправишь. Они плохо составляли конспекты, но Шаталов использовал 5 принципов, помогающих сделать из безнадежных, казалось бы, двоечников отличников:

  1. Магнитофонный опрос. Чтобы ученики выговаривались и тратили больше времени на устные ответы ввел в практику, когда несколько учеников могли записать свои ответы на магнитофон и получить оценку.   
  2. От общего к частному. Педагог не дробил одну главу учебника на множество. Например, мог тему построения графика линейной функции уместить на половину листа А4, когда в учебнике под нее отводилось 5 страниц текста и два разобщенных параграфа.
  3. Исключить, нельзя оставить! Это правило касалось ненужной, по мнению педагога, информации. Он считал, что большинству ребят достаточно просто знать теорему и уметь применять ее на практике, а дополнительно можно прочитать в интернете.
  4. Контроль не ради контроля. Оценки и контроль нужны для того, чтобы ученик мог сообщить о проделанной работе. Согласно подходу Шаталова, отметки можно было легко исправить, пересдав тему. 
  5. Понятный конспект. После изучения темы в тетраде должна оставаться краткая запись из опорных сигналов. Иногда на одном листе ученик делал запись целой главы темы, а на втором размещались схемы, рисунки и алгоритмы. Часто детям давалось такое задание домой - структурировать конспект удобным образом.

5 школьных правил Виктора Шаталова, фото mel.fm

Вот так выглядел конспект по-Шаталову. Второй вариант намного проще для усвоения материала. Фото: mel.fm

Вместо традиционных домашних заданий учащиеся по методу Шаталова получали обширные "предложения", объём и сложность которых варьировались на разных этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближались к конкурсным и олимпиадным.

Также система предусматривала практику оригинальных форм взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Традиционные экзамены у Шаталова заменялись работами по "листам группового контроля" и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Широко применялись и игровые формы учебных занятий. Многие наработки Шаталова используются и сейчас не только школьными учителями, но и педагогами вузов. Также они доказали свою эффективность и при обучении некоторым сложным профессиям.

В YouTube можно найти не один практикум по решению геометрических задач, где учащиеся за 17 минут развязывают сложные задачи, требующие знания системы уравнения с двумя неизвестными, теоремы Пифагора. 

youtube

А вот Шаталов поясняет три основных типа решения задач на проценты:

youtube

В 1987 году Шаталов стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР в Донецке. С 1992 года - доцент Института последипломного образования в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе "Куда и как исчезли тройки", 1979; "Педагогическая проза", 1980; "Точка опоры", 1987).

Документальный фильм "Час ученичества" посвящен гению Шаталова. В нем описан метод простого опорного конспекта, который педагог разрабатывал 15 лет. 

youtube

Семья академика, последние годы жизни и причина смерти 

Народный учитель СССР, ветеран войны Виктор Шаталов проживал вместе со своей женой в небольшой квартире в Калининском районе Донецка. 9 лет назад Навия Салыковна, мечтавшая узнать секрет методики Шаталова, неожиданно услышала от преподавателя предложение о женитьбе.

Несмотря на 38-летнюю разницу в возрасте, Набия ответила согласием и стала для мужа супругой, собеседником и сиделкой. Так в жизни 94-летнего Шаталова остались только благодарные ученики, книги и кинохроники о его карьере.

Виктор и Навия Шаталовы

Навия Шаталова моложе супруга на 38 лет. Фото: hrapypris31.livejournal.com

Последний год перед смертью Шаталов боролся с раком и совсем не выходил из дома. Еще до наступления пандемии коронавируса он начал носить маску, потому что кости его лица стали разрушаться, он почти не разговаривал.

Виктор Шаталов, советский педагог

Виктор Шаталов болел раком и не снимал защитную маску с лица