Александр
Лайк
Кинокритик
Знаток города
Фильмы · 1
Достижения
Фильм, 1979 (12+)
20.07.2019
Сильный фильм. Наверное, самый сильный и серьезный фильм на сегодняшний день. Тарковский - бесспорно гений и невероятный режиссер. Сегодня модно искать везде скрытые смыслы, все анализировать. На просторах интернета каких только вариантов разбора не найдешь. Фильм с детства необъяснимо притягивал мое внимание, по этому, и я решил внести свою лепту. Обратимся к сюжету. Некий Писатель, и некий Ученый пришли к некому третьему с целью попасть в некую Зону. В дальнейшем становится понятно, что Писатель не просто писатель, а исписавшийся, потерявший смысл и веру писатель. Ученый – не просто ученый, а критически настроенный советский ученый материалист, «скорее физик», с бомбой в рюкзаке. К кому могут прийти неспокойные, потерянные, неудовлетворенные физик и лирик? Конечно к философу. Сталкер - философ, но не просто философ а настоящий философ, мудрец, философ от Бога, идеалист. Зона - мир идей, территория смыслов, дорога к самому себе, дорога познания и духовного роста и т.д., ну в общем все то, чем занимается философия. Духовный мир, мир идей гораздо более богат, по этому в фильме Зона показана в красках, в противоположность тусклому реальному миру. Смертельное оружие реального мира в мире идей - Зоне не представляет собой какой либо опасности, по этому мы видим ржавые, бесполезные, никому не нужные танки и военную технику. Сталкер ведет Писателя и Ученого по миру идей указывая им направления то сам, то пропуская то одного то другого вперед (видимо в зависимости от рассматриваемой сферы). В фильме это визуализировано как бросание гаек с привязанной марлей. Зона полна смертельных ловушек. Ловушки Зоны – ловушки духовные, ложные умозаключения и только философ, мудрец , видящий картину мира в целом, может уберечь от них. (Например вульгарно понятый Ницше с его "падающее - подтолкни" до добра не доведет, многие преступники цитируют Ницше, и т.п. ) Герои фильма подходят к последнему испытанию перед заветной целью – Мясорубке. Мясорубка это суд совести. В Мясорубку Сталкер первым отправляет Писателя и это не случайно. Человек идущий по пути познания и духовного роста постепенно избавляется от иллюзий и начинает видеть вещи такими какие они есть на самом деле, по сути. И первое, на что человек духовно родившийся, прозревший обращает свой ясный взор – это на самого себя. Не каждый выдержит это испытание, и Писателю, часто шедшему на сделки со своей совестью, приходится очень тяжело. Писатель, практически везде шел первым, то засыпал и просыпался(на дрезине, на привале), больше всех рассуждал и вступал в полемику со Сталкером - дорогой духовного роста и поиска смысла шел больше он, чем Ученый. Ученый же, напротив, не был полон исканий и метаний и выполнял скорее роль статиста , шел со своей целью . В некоторых вопросах он, как ученый более компетентен и смог легко опередить Писателя и Сталкера в Сухом тоннеле. Кстати он единственный, кто не спал на привале, а пристально следил за происходящим. Цель Ученого - преодолеть Зону, уничтожить ее. Ученые любят проверять теории экспериментами и не принимают в расчет знания, полученные не научным путем. Однако и он замер в священном трепете перед необъяснимым, в двух шагах от заветной цели. В фильме это сцена в пустом помещении заполненном песком (или прахом) с бездонным колодцем и парящем орлом. Орел символизирует духовное начало, силу и мощь духа, победу, мощь и освобождение от земных оков. Почему не пошли до конца - поняли, что еще не готовы, не доросли. Осталось рассмотреть тему женщин в фильме. Женщины и мир идей (философия) несовместимы, так как живут в материальном мире, мире вещей. По этому Сталкер посылает в начале фильма спутницу Писателя на +уй (это можно услышать, если сделать по громче). По этой же причине в фильме мы видим его жену страдающей - не позавидуешь женщине живущей с философом, для которого реальный мир - тюрьма, а все ценности находятся там, в Зоне. Ну а дочь Сталкера – следующее поколение философов будет управлять миром при помощи одной только мысли, при этом, будучи совершено не приспособленным к реальной жизни.
2
0